Все с чего-то начинают. Когда-то стартовала карьера и у знаменитого нашего кинорежиссёра, а затем не менее успешного продюсера и киночиновника Карена Шахназарова. Закончив в 1975 году ВГИК и отслужив в армии, он потом несколько лет где-то валандался , прежде чем вплотную окунуться в кинопроцесс. А где три года после демобилизации пропадал? Материал для будущих шедевров собирал, вероятно. Ведь почти все свои фильмы режиссёр создавал на основе собственных сценариев, и в итоге это принесло ему и славу, и уважение.
Тем не менее, его дебютная полнометражная картина стала единственным исключением из этого правила. "Добряки" по сценарию Леонида Зорина - это остросатирический фарс про малограмотного проходимца Кабачкова (Георгий Бурков), благодаря "доброте" старших коллег сначала защитившего кандидатскую, а затем и вовсе возглавившего Институт античной культуры, Что определило выбор режиссёра, можно лишь догадываться. Судя по всему, он был мало знаком с научной средой, хотя его отец и был ведущим советским политологом и доктором наук, но дома у них чаще гостили люди кино и театра.
Фильм получился скучноватым, без блеска, столь нужного для такого жанра. Бурков хорош, но тоской веет от серой массы престарелых членов учёного совета, которых действительно в пору взбодрить или отправить на давно заслуженный отдых. Единственный молодой учёный и тот не имеет права голоса. Никто конечно не запретит усмотреть здесь сатиру на геронтократию Политбюро ЦК КПСС и даже предположить последствия такой фигни фиги в кармане.
Возможно в пьесе, написанной в конце 1950-х годов, это было всё более животрепещущим, имело реальных прототипов среди корифеев, но спустя 20 лет выносить на экран эти характеры уже не имело смысла за неузнаваемостью. Шахназаров обошёлся схемами. А без живых красок далеко не уедешь. Мажористая дочь первоначального директора, выскочившая замуж за Кабачкова, в первоисточнике наверняка была изображена стиляжной чувихой. Тут же исполнившая её Татьяна Васильева показала полунэпманскую вульгарную бабу. Впрочем, это извечное амплуа этой актрисы, от которого меня давно воротит.
Зато положительной неожиданностью фильма стала острохарактерная музыкальная тема Марка Минкова, которая в 1982 году превратится в суперхит Аллы Пугачевой "Ты на свете есть" (слова Л. Дербенева). Зачем же добру пропадать?
(3/5)
(с) Albert Magnus для kin0guru