Найти тему
kin0guru

Добряки (СССР, 1979)

Все с чего-то начинают. Когда-то стартовала карьера и у знаменитого нашего кинорежиссёра, а затем не менее успешного продюсера и киночиновника Карена Шахназарова. Закончив в 1975 году ВГИК и отслужив в армии, он потом несколько лет где-то валандался , прежде чем вплотную окунуться в кинопроцесс. А где три года после демобилизации пропадал? Материал для будущих шедевров собирал, вероятно. Ведь почти все свои фильмы режиссёр создавал на основе собственных сценариев, и в итоге это принесло ему и славу, и уважение.

Тем не менее, его дебютная полнометражная картина стала единственным исключением из этого правила. "Добряки" по сценарию Леонида Зорина - это остросатирический фарс про малограмотного проходимца Кабачкова (Георгий Бурков), благодаря "доброте" старших коллег сначала защитившего кандидатскую, а затем и вовсе возглавившего Институт античной культуры, Что определило выбор режиссёра, можно лишь догадываться. Судя по всему, он был мало знаком с научной средой, хотя его отец и был ведущим советским политологом и доктором наук, но дома у них чаще гостили люди кино и театра.

Фильм получился скучноватым, без блеска, столь нужного для такого жанра. Бурков хорош, но тоской веет от серой массы престарелых членов учёного совета, которых действительно в пору взбодрить или отправить на давно заслуженный отдых. Единственный молодой учёный и тот не имеет права голоса. Никто конечно не запретит усмотреть здесь сатиру на геронтократию Политбюро ЦК КПСС и даже предположить последствия такой фигни фиги в кармане.

-2

Возможно в пьесе, написанной в конце 1950-х годов, это было всё более животрепещущим, имело реальных прототипов среди корифеев, но спустя 20 лет выносить на экран эти характеры уже не имело смысла за неузнаваемостью. Шахназаров обошёлся схемами. А без живых красок далеко не уедешь. Мажористая дочь первоначального директора, выскочившая замуж за Кабачкова, в первоисточнике наверняка была изображена стиляжной чувихой. Тут же исполнившая её Татьяна Васильева показала полунэпманскую вульгарную бабу. Впрочем, это извечное амплуа этой актрисы, от которого меня давно воротит.

-3

Зато положительной неожиданностью фильма стала острохарактерная музыкальная тема Марка Минкова, которая в 1982 году превратится в суперхит Аллы Пугачевой "Ты на свете есть" (слова Л. Дербенева). Зачем же добру пропадать?

(3/5)

(с) Albert Magnus для kin0guru