Найти тему
AutoEducation

"Летающие" мерседесы. История повлекшая позор на Mercenes-Benz.

Mercedes-Benz CLR взмывает в воздух.
Mercedes-Benz CLR взмывает в воздух.

Про самую страшную катастрофу в истории гонок я уже рассказал здесь. Произошла она в 1955 году и участником тоже был "Мерседес". Спустя 54 года в 1999 году мерседес в очередной раз переживает трагическую ситуацию, о которой до сих пор не принято вспоминать в Штаб-квартире Mercedes-Benz. Виновником трагедии является Mercedes-Benz CLR, на этапе проектирования которого была допущена ошибка в аэродинамическом проектировании. Скажу сразу, летальных случаев чудом удалось избежать, с пилотами всё хорошо, но этого нельзя сказать о дальнейшей судьбе проекта CLR и участия Mercedes-Benz в Ле-Мане. Перед трагедией с автомобилем Mercedes, идентичная ситуация произошла с Porshe, однако такой широкой огласки она не получила (взлёт машины произошёл на американской гонке "малый леман").

Porshe 911 GT-1
Porshe 911 GT-1

Предшественником CLR является Mercedes-Benz CLK GTR. Который был выпущен несколько ранее и уже успел завоевать один кубок. Знать об этой машине нужно потому, что она участвовала в другом классе гонок, требовавшим от производителей создания автомобиля на базе уже существующего спорткара, который мог передвигаться по дорогам общего пользования. А потому, был более безопасным.

Mercedes-Benz CLK GTR.
Mercedes-Benz CLK GTR.

Позже на турнире 24 часа Ле-Мана создают новый класс автомобилей, где от этого требования отказываются, теперь автопроизводители могли создавать машины, которые не должны были базироваться на спорткарах созданных для дорог общего пользования. Руки проектировщиков были максимально развязаны, так и появился Mercedes-Benz CLR. Очень стильный и умопомрачительно быстрый. Однако повлекший на Mercedes-Benz позор, которого в компании стыдятся до сих пор.
Этот автомобиль ещё больше "распластали" по земле, увеличив площадь днища кузова, рассчитывалось что это позволит достичь максимальной прижимной силы. Забавно, что именно форма кузова и сыграла злую шутку с этим автомобилем.

Форма CLR поменялась, эта машина почти полностью повторяла форму крыла.
Форма CLR поменялась, эта машина почти полностью повторяла форму крыла.

На этапе предквалификационных заездов команда Мерседес выявила недостаток своей машины, ей не хватало скорости на прямых отрезках пути, было решено уменьшить прижимную силу. Теперь, казалось, все факторы сложились именно так, чтобы этот автомобиль взлетел.
Наступила череда тренировочных заездов, на которых и произошли два первых взлёта
CLR. За рулём был Марк Уэббер, он не пострадал и довольно легко смог выбраться из машины. Отрыв машины происходил следующим образом: нос разгружался под действием турбулентности от лидирующей машины. Кочки, поребрики, холмы усиливали дестабилизацию. В то же время, эффективность антикрыла на хвосте резко возрастала и задняя ось начинала работать как точка опоры огромного рычага. Задний диффузор оказывался ниже центральной линии колес и его эффективность тоже умножалась. В результате, плоское днище оказывалось перпендикулярно потоку воздуха.

Mercedes-Benz CLR после первого полёта
Mercedes-Benz CLR после первого полёта

Однако конструкторы не поверили в случившееся, они не представляли как машина может взлететь в воздух. На следующее утро Марка Уэббера допускают к продолжению тренировок и ситуация повторяется.  

Mercedes-Benz CLR после второго взлёта, в этот раз всё закончилось хуже, автомобиль упал на крышу и Марк Уэббер не мог выбраться самостоятельно.
Mercedes-Benz CLR после второго взлёта, в этот раз всё закончилось хуже, автомобиль упал на крышу и Марк Уэббер не мог выбраться самостоятельно.

Позже Марк Уэббер рассказал, что во время полёта он отстегнул ремни, и это было самой "тупой", по его словам, идеей. Проблема в том, что после приземления автомобиль ещё какое-то время проехал на крыше, что бы не погибнуть ему приходилось хвататься за всё подряд, лишь бы удержаться в кокпите и не выпасть из машины. Он буквально тёрся шлемом об асфальт. Чудо что он выжил, отлетев автомобиль в барьер, Марк бы скорее всего погиб.

Оставшиеся две машины не были сняты с марафона, инженеры считали, что проблема именно в автомобиле Уэббера, сам Марк остался на парад пилотов. На оставшиеся машины были поставлены диффузоры, для добавления прижимной силы, что прибавляло инженерам уверенности в своей машине.

Суббота. Время 16:00 и Ле-Ман начинается. Сразу после парада Уэббер уходит в свой трейлер и не интересуется дальнейшей судьбой команды, он собирает вещи. На 75-ом круге гонки ему поступает звонок, и он узнаёт, что очередной CLR взмыл в воздух. За рулём был Питер Дамбрек.

Третья авария со злополучным CLR
Третья авария со злополучным CLR
Машина улетела на несколько метров в лес.
Машина улетела на несколько метров в лес.

Самое ужасное здесь именно то, что машина улетела в лес. Уэббер рассказывал, что он боялся повторения этого, но больше всего переживал, что машина может улететь в лес, где жизнь гонщика будет определена лишь случаем. Ствол одного из деревьев прошёл между сиденьем и топливным баком, по воле случая Питер Дамбрек выжил и почти не пострадал. В этот же момент команда Mercedes отзывает последнюю оставшуюся машину в боксы и улетает домой. Больше мерседес на Ле-Мане не появлялся, и возможно, больше не появится.

Спасибо за внимание! Подписывайтесь и пишите, что вы думаете об этом!