Что такое пейзаж? Культурный подход и за его пределами.
В этом разделе статьи мы приводим исчерпывающее определение ландшафта, которое связывает как культурное, так и экологическое измерения. Мы считаем это одним из ключевых факторов для признания роли ландшафта в определении благополучия и здоровья.
Когда мы говорим о ландшафте, подразумевается несколько особенностей: культурная, визуальная, художественная и, как мы считаем, экологическая и натуралистическая. Нижеследующие параграфы направлены на то, чтобы объяснить и связать все эти измерения через мостовую концепцию доступности. Мы также показываем, что ландшафт можно отличить от других подобных понятий, таких как пространство, место и территория, благодаря его перцептивным импликациям и, в частности, его эстетическим и терапевтическим качествам. Мы живем, погруженные в ландшафт, и, как мы добавим, воспринимаем его через все наше тело, и поэтому он влияет на наше благополучие. Вот почему нам нужно более полное определение ландшафта.
В последние десятилетия XX века так называемый "пространственный поворот" (Gould, 1996; Warf and Arias, 2009) в гуманитарных науках существенно повысил роль ландшафтной теории в философии, социологии, антропологии, географии человека и геофилософии (Menatti, 2011, 2013, 2014b, 2015a, b). Благодаря новаторскому вкладу большого числа ученых (Relph, 1976; Туан, 1977; со следующими достопримечательностями, 1995; Роджер, 1995; Кейси, 1997; Мальпас, 2006), нынешний эстетический смысл пейзажа выходит за рамки современного представления о ландшафте как смотреть или открытку. Таким образом, ландшафт считается культурным продуктом, который относится к любому виду места и пространства: “ландшафт является важной частью качества жизни людей повсюду: в городских районах и в сельской местности, в деградированных районах, а также в районах высокого качества, в районах, признанных выдающимися по красоте, а также в повседневных районах” (Совет Европы, 2000: преамбула).
Исторически одно из первых культурных определений ландшафта исходит из французской философской традиции (Berque, 1995, 2006; Roger, 1995, 1997; Paquot and Younès, 2009; Bonnaud and Younès, 2014) и отличается от социологической интерпретации этого понятия. Ландшафт-это не просто наше представление о нем (то, что социология называет "коллективной репрезентацией"), а скорее включает в себя также практические действия, выполняемые над окружающей средой с целью адаптации фактического ландшафта к репрезентациям, производимым обществом. Иными словами, пейзаж подразумевает одновременно и реальность, и видимость реальности (Berque, 1995, p. 16). Это означает, что пейзаж может быть определен как нечто реальное, как конституируемое реальными объектами (чем-то внешним), но в то же время он может быть описан как видимость, поскольку он является продуктом нашего способа видеть, изображать и рисовать его.
Важно, однако, уточнить, что до того, как стать культурным, пейзаж считался (и до сих пор считается) чем-то визуальным и связанным с изобразительным искусством. С исторической точки зрения европейское понятие пейзажа родилось в живописи, и только как особенность западного модерна. Французская исследовательская традиция по ландшафту утверждает, что некоторые общества прошлых столетий не были осведомлены о ландшафте, и появление концепции ландшафта является специфической характеристикой Древнего Китая-почти две тысячи лет назад – и современной Западной Европы (Berque, 1995, 2008). Например, невозможно найти какое-либо упоминание о нем в древних обществах, таких как, например, древнегреческое общество, особенно в философских и литературных источниках.
Этимология этого термина, по-видимому, подтверждает его визуальное происхождение: слово “ландшафт” (landskap) впервые появляется в европейских языках примерно в 15 веке, в Нидерландах. Суффикс-scape (а затем глагол “формировать”) обозначает нечто показывающее, демонстрирующее или воплощающее качество или состояние. В 16-17 веках “пейзаж " означал картину, представляющую собой естественный внутренний пейзаж (Pungetti, 1996). Таким образом, этот термин появляется в литературе после того, как художники уже открыли его. Эта идея о том, что ландшафт - это часть земли, которую можно рассматривать с одного места, разделяется несколькими авторами (Cosgrove, 1984-1997; Jackson, 1984; Cresswell, 2004).
История возникновения ландшафта показывает, что это визуальное/живописное/культурное понятие, введенное в определенный период человеческой истории. Это термин, который передает определенный смысл с художественной точки зрения, но который также подразумевает точное представление о пространстве, встроенное в конкретную культуру. Если мы проследим историю и развитие понятия ландшафта, то увидим, как за последние десятилетия оно стало синонимом понятия “место”, включающего такие характеристики, как идентичность, история и память.
Как писал Джексон (1984, стр. 3, 5, 8, 156) в книге “Открытие народного пейзажа", первоначально этот термин означал даже не вид, а скорее его изображение, " интерпретацию художника."Однако определение ландшафта эволюционировало, чтобы стать сложной сущностью, которая всегда синтетична: это не природная особенность, а скорее синтетическое пространство, созданная человеком система пространств, наложенных на лицо земли. И поскольку эта система создана сообществом и для сообщества, ландшафт не фиксируется раз и навсегда; он всегда подвержен внезапным или непредсказуемым изменениям.
Продолжение в части №6