Найти в Дзене
Алана Лиханова

Ландшафт и здоровье: соединение психологии, эстетики и философии через концепцию доступности.Часть№4

...Таким образом, практикующие врачи и политики в области здравоохранения не только признают влияние места и физической и социальной среды на здоровье и благополучие (Hordyk et al., 2015), они активно подчеркивают роль ландшафта в улучшении здоровья и призывают к проведению природоохранных мероприятий в области здравоохранения (Shanahan et al., 2015, с. 482). Все эти данные привели к разработке документа ООН о Комиссии по социальным детерминантам здоровья (CSDH) (2008) и Всемирной конференции по социальным детерминантам здоровья (2011), а также к подходу SDH (Solar and Irwin, 2010), который можно рассматривать как дальнейшее доказательство взаимосвязи между здоровьем и ландшафтом, а еще лучше-как конечный результат десятилетней борьбы. СДГ - это изучение полного набора условий, в которых протекает жизнь, и их влияния на здоровье. Как этот документ, так и вытекающий из него подход связывают здоровье с рядом элементов, включая (среди прочего) управление, окружающую среду, образование, за

...Таким образом, практикующие врачи и политики в области здравоохранения не только признают влияние места и физической и социальной среды на здоровье и благополучие (Hordyk et al., 2015), они активно подчеркивают роль ландшафта в улучшении здоровья и призывают к проведению природоохранных мероприятий в области здравоохранения (Shanahan et al., 2015, с. 482).

Все эти данные привели к разработке документа ООН о Комиссии по социальным детерминантам здоровья (CSDH) (2008) и Всемирной конференции по социальным детерминантам здоровья (2011), а также к подходу SDH (Solar and Irwin, 2010), который можно рассматривать как дальнейшее доказательство взаимосвязи между здоровьем и ландшафтом, а еще лучше-как конечный результат десятилетней борьбы. СДГ - это изучение полного набора условий, в которых протекает жизнь, и их влияния на здоровье. Как этот документ, так и вытекающий из него подход связывают здоровье с рядом элементов, включая (среди прочего) управление, окружающую среду, образование, занятость, социальное обеспечение, продовольствие, жилье, водоснабжение, транспорт и энергетику. Самое главное, что документ ООН призывает к здоровым местам для здоровых людей (Комиссия по социальным детерминантам здоровья [CSDH], 2008, Глава 6), заявляя, что: “то, где люди живут, влияет на их здоровье и шансы вести процветающую жизнь” (комиссия по социальным детерминантам здоровья [CSDH], 2008, стр. 60) и “общины и районы, которые обеспечивают доступ к основным товарам, которые являются социально сплоченными, которые призваны способствовать хорошему физическому и психологическому благополучию и которые защищают природную среду, имеют важное значение для обеспечения справедливости в отношении здоровья” (комиссия по социальным детерминантам здоровья [CSDH], 2008, стр. 60). Именно благодаря документу ООН о Комиссии по социальным детерминантам здоровья (CSDH) (2008) и Всемирной конференции по социальным детерминантам здоровья (2011) мы можем дать более широкое определение здоровья и благополучия. Таким образом, здоровье рассматривается как социально обусловленное явление. Однако, чтобы избежать попадания в ловушку экологического детерминизма (Blacksher and Lovasi, 2012), необходимо уточнить роль, которую играет понятие агентства.

Здравый смысл здоровья относится к биологической сфере и подразумевает отсутствие патологического состояния (как физиологического, так и психологического). Тем не менее уже в преамбуле к Уставу Всемирной Организации Здравоохранения (1948 год) здоровье определяется как состояние “полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствия болезней или недугов."Это определение подвергалось сомнению и критике во многих отношениях, за абсолютность термина "полный", а также за то, что в этом определении люди с хроническими заболеваниями считаются окончательно больными (Huber et al., 2011, с. 1). На сегодняшний день понятия здоровья и болезни были поставлены под сомнение несколькими философскими подходами, включая натурализм/конструктивизм; инструментализм и компаративизм (Murphy, 2015). Тем не менее современные определения здоровья сосредоточены как на понятии агентства (например, навыки и адаптационные способности), так и на социально-экологических детерминантах. Только объединив эти два элемента, можно избежать противопоставления “жизненных шансов и жизненного выбора " в определении здоровья (Blacksher and Lovasi, 2012, p. 173).

Если мы принимаем во внимание свободу воли, то здоровье на самом деле должно быть “основано на жизнестойкости или способности справляться, поддерживать и восстанавливать свою целостность, равновесие и чувство благополучия” (Huber et al., 2011, с. 2). Здоровье связывается со стратегиями агента / пациента / человека, с их автономией и способностью адаптироваться и самостоятельно управлять-физически, умственно и социально (см. Также Nordenfelt, 2007; Sturmberg, 2013; Sturmberg and Lanham, 2014). С этой точки зрения определение, объединяющее как агентство, так и окружающую среду, может быть следующим: “здоровье-это состояние благополучия, возникающее в результате благоприятного взаимодействия между потенциалами индивидов, жизненными потребностями и социальными и экологическими детерминантами” (Bircher and Kuruvilla, 2014, p. 368). В этом случае здоровье и пространство агента рассматриваются как неразрывные понятия; соответственно, детерминанты здоровья могут быть разделены на: (1) индивидуальные, (2) социальные и (3) экологические. Таким образом, здоровье “возникает тогда, когда люди используют свой биологически Данный и лично приобретенный потенциал для управления жизненными потребностями таким образом, чтобы способствовать благополучию. Этот процесс продолжается на протяжении всей жизни и встроен в соответствующие социальные и экологические детерминанты здоровья” (Bircher and Kuruvilla, 2014, p. 369).

В этом сценарии ловушка экологического детерминизма преодолевается путем конкретизации и анализа культуры и перцепционных предпочтений агента (Blacksher and Lovasi, 2012, p. 174), их психологической истории и, самое главное, их ландшафта. Хотя понятие СДГ может показаться несколько расплывчатым и чрезмерно широким, понятие ландшафта, с другой стороны (которое мы предлагаем как экологическое, так и культурное определение), является подходящим и специфическим инструментом для описания взаимосвязи между нашим телом, нашим здоровьем, нашим благополучием и пространством вокруг нас. Мы можем переформулировать биномиальную пару структура-агентство в биномиальную пару ландшафт-восприниматель. Мы объясним богатую концепцию ландшафта в следующем разделе, прежде чем предложить определение процессного ландшафта, которое в конечном итоге будет использовано для понимания понятия здоровья и предложить теоретическую основу для объяснения взаимосвязи между здоровьем и ландшафтом.

Продолжение в части №5