Эти два фильма словно созданы в двух противоположных мирах. Они олицетворяют свет и тьму, добро и зло, белое и чёрное. Речь о “Сестрёнке» и “Зулейхе”.
Фильм “Сестрёнка” снят по повести башкирского писателя Мустая Карима “Радость нашего дома”, написанного в 1952 году. Произведение является ярким и типичным примером жизнеутверждающей, высокодуховной советской прозы.
Советская цензура, да, работала чётко. Но она не только соблюдала соответствие произведения требованиям идеологических, моральных норм, но и проверяла на литературную ценность. Бездарные вещи просто не проходили. У воспитанных на высококачественных произведениях советских людей требования к литературе и искусству были очень высокими. Произведения талантливых писателей, таких, как Мустай Карим, становились классикой советской литературы.
А роман Гузель Яхиной “Зулейха открывает глаза”, опубликованный в 2015 году – типичное порождение нынешней непритязательной системы, с полным набором её атрибутов: антисоветская пропаганда, такие спутники демократии, как сексуальная распущенность, демонстрация низменных инстинктов, жестокости. Тут и литературный уровень отходит на второй план.
Так что противоречие между этими произведениями, можно сказать, очень глубокое, даже классовое.