ЧАСТЬ 2
Колин Ферт, "Король говорит"
Даже у королей есть свои слабости, несмотря на то, что они такие же красивые, как Колин Ферт. Этот простой трюизм направляет "Речь короля": со вкусом выдержанную эпохальную драму, которая черпает сочувствие в скромном, великодушном выступлении Фёрта в роли короля Георга VI, который в 1936 году взошел на трон и вынужден был наконец-то столкнуться с изнурительным заиканием. Актер, известный игрой персонажей, полных дебонарного обаяния и безупречной нежности, Ферт всегда позволяет почувствовать вес короны, которая ложится тяжелым грузом на голову его героя. Редко бывает так, что неуверенность в себе так сильно нравится.
Форест Уитакер, "Последний король Шотландии"
Как и победа Дензела Вашингтона в "Тренировочном дне", Форест Уитакер получил "Оскар" за лучшую мужскую роль, несмотря на то, что технически он не является главным героем собственного фильма. (Это был бы идеалистический молодой доктор Джеймса МакЭвоя Николас, которого соблазнил магнитный президент Уганды Уитакер Иди Амин). И, как и кривой коп Вашингтона, актер превращает африканского диктатора в гипнотический портрет зла, человека, который порождает значительное личное тепло, но может стать хладнокровным, если кто-нибудь перейдет ему дорогу. Неуклюжая, стоическая сладость, которая часто стоит на переднем плане в портретах Уитакера, была здесь полностью убрана: В "Последнем короле Шотландии" мы видим только неведомое нечестие лидера, чья жажда власти не может быть насыщена.
Мэтью МакКонахи, "Клуб покупателей Далласа".
Рон Вудроф, электрик в центре Dallas Buyers Club, не из тех, кто обычно находится в центре внимания фильма, удостоенного "Оскара", что делает уместным, что его играет Мэтью МакКонахи, который большую часть своей карьеры не участвовал ни в одном из разговоров об "Оскаре". Но, начиная с фильма "Адвокат Линкольна" 2011 года, актер попрощался со своим пляжным бомжом, романтиком и начал выполнять более вдумчивую работу, кульминацией которой стал завоевавший награду техасский гомофоб, который, заразившись ВИЧ-инфекцией, узнает, каково это - быть дискриминированным в Америке. МакКонахи чтит принципиальный отказ этого человека от обнимательности и вдохновения только потому, что он умирает.
Леонардо Ди Каприо, "Выживший"
Правда, поедание сырой зубровой печени и почти переохлаждение во время блуждания по замерзшим рекам не гарантирует вам статуэтку. Конечно, такие проявления приверженности во имя кинематографа, безусловно, также не мешают вашим шансам быть признанными вашими коллегами по голосованию. Предыстория о том, насколько жестокой была стрельба в “Выжившем”, вестерне Алехандро Г. Иньярриту, стала легендарной к тому времени, когда его Леонесс вышел на сцену, чтобы получить свой первый Оскар, и это почти наверняка способствовало победе. Но вернитесь и посмотрите его выступление сейчас, когда шум угас, и вы увидите один из его более преобразующих поворотов экрана. Да, это было "время", как многие говорили в отношении победы Ди Каприо, что было также было заслуженно.
Кейси Аффлек, "Манчестер у моря".
Замкнутые мужчины были специализацией Кейси Аффлека в течение довольно долгого времени. Но он нашел идеальный сосуд для своего дара в виде Ли Чендлера, бостонца рабочего класса, чья печальная жизнь вот-вот станет еще более печальной.
В непревзойденном исследовании писателя-режиссёра Кеннета Лонергана, посвященном потерям, сожалениям и боли, наши глаза прикованы к Ли, когда он справляется со смертью своего брата и трясётся с перспективой вырастить своего племянника-подростка - события, которые заставляют его вернуться к прошлой травме, от которой он так и не смог полностью избавиться. “Манчестер у моря” - это глубокий колодец уныния, но Аффлек блестяще справляется с трагической предысторией своего героя, показывая каждую унцию ненависти к себе и сырых страданий, которые Ли носит, как мешковатый старый свитер. Множество триумфов Лучшего Актера приходят в зрелищных, топчущих ролях - спектакль Аффлека неподвижен и приглушен, меткое изображение преследуемого парня, который хочет исчезнуть.
Эдриан Броуди, "Пианист".
До "Пианиста" этот нью-йоркский актер был, пожалуй, наиболее известен благодаря фильму, в котором его не было, так как был вырезан из фильма Терренса Малика "Тонкая красная линия". Но после драмы Романа Полански о Холокосте, Эдриан Броуди стал звездой, став самым молодым лучшим актером, в 29 лет. В его карьере никогда больше не было такой потрясающей роли, но его более поздние взлеты и падения только усиливают то, насколько он особенный, как и Владислав Шпильман, польский еврей, чья жизнь как почитаемого пианиста разрушается после вторжения нацистов на его родину. Игра Броуди - это все привидения и беременные паузы - как и Леонардо Ди Каприо в "Выжившем", главная работа - передать тихую стойкость, необходимую для того, чтобы выжить в невозможных обстоятельствах. Душевность Броуди пронизывает этот часто опустошительно мрачный фильм, простая потребность его героя в выживании превращается в акт героического неповиновения перед лицом невообразимого злодеяния.
Рассел Кроу, "Гладиатор"...
С другой стороны, нео-библейская эпопея Ридли Скотта была бы просто еще одним прочным летним блокбастером. Но Рассел Кроу, заслуживший похвалу за предыдущие драматические роли, привнес гравитацию и сердце в свою роль почетного римского генерала, который должен победить наглого молодого императора (Хоакина Феникса), изгнавшего его к жизни в мире головорезов на арене убийц. 21 век не породил много душевных, задумчивых, широкоплеменных героев боевиков и не дал много попкорн-фильмов с размахом и сердцем старомодной голливудской эпопеи. Исключение составляют Кроу и "Гладиатор" - редкий пример того, как исполнитель главной роли поднимается на борьбу за создание фильма о событиях с мечами и скандалами, который имеет эмоциональную широту. Его Максимус свергает коррумпированного лидера - и в этом процессе австралийский актер заслужил свое место среди нового поколения суперзвезд.
Дэниел Дэй-Льюис, "Линкольн"...
Большинство знают, что Дэниел Дэй-Льюис первоначально отклонил просьбу Стивена Спилберга сыграть 16-го президента Америки, отправив режиссеру письмо с похвалой за блестящий сценарий “Линкольна”, но с ощущением, что "я могу сделать эту работу, только если чувствую, что у меня почти нет выбора". К счастью, двукратный обладатель Оскара передумал.
Дэй-Льюис олицетворяет интеллект и статность Линкольна, но его игра раскрывает больше: как этот застенчивый, слегка глупый, бескомпромиссно решительный президент обладал обаянием, запугиванием, умом и патриотизмом, чтобы положить конец Гражданской войне и в то же время заручиться достаточным количеством голосов, чтобы принять 13-ю поправку. (Его Оскар за эту роль сделал его единственным человеком, который когда-либо получал три награды Академии Лучшего Актера). Потребовался актер иностранного происхождения, чтобы раскрыть лучшее, что есть в американском характере: порядочность, волю, человечность, любовь к рассказыванию дурацких шуток. Изначальное нежелание Дэй-Льюиса сыграть роль демонстрирует, почему ему было суждено сделать это так хорошо. И это было даже не лучшее его выступление в этом столетии.
Филип Сеймур Хоффман, "Капоте"...
Трагедия смерти Филиппа Сеймура Хоффмана в 2014 году только усиливает притягательность этого спектакля. Играя зловещего, неуверенного, блестящего писателя Трумана Капоте на охоте за своим шедевром, Гофман создал портрет амбиций и манипуляций, которые никогда не замыкают противоречивые эмоции, скрывающиеся под безжалостным стремлением его героя. В “Капоте” автор отправляется в 1959 году в Холкомб, штат Канзас, чтобы взять интервью у горожан, живущих в общине, где произошло ужасное убийство, в результате которого погибли четыре человека. Актер играет автора в роли журналиста и вампира, никогда не позволяя в полной мере увидеть глубины эгоцентризма этого героя и бессердечной гордости за хорошую историю над жизнями хороших людей. Но подлая сила изображения Хоффмана - это то, как в конце концов мы все равно жалеем этого странного, самодовольного монстра: это был талантливый, хамелеонический, пропущенный звездой лучший час.
Дэниел Дэй-Льюис, "Нефть".
Чтобы подготовиться к игре Дэниела Плейнвью, возвышающегося, жадного мизантропа, который шагает по пейзажу, как долговязый гигант в “Нефти”, Дэниел Дэй-Льюис изучал аудиозаписи "Чаши пыли", а также кассеты актера-режиссера Джона Хьюстона. Из этих и других источников он создал одно из фирменных изображений американского исключительного искусства, написанное в большом размере. Очень, очень большое, на самом деле: Все в Плэйнвью является негабаритным, в том числе его скупость, мелочность, конкурентоспособность - и особенно его безжалостная уверенность, что, так или иначе, если высосать всю нефть на американском Западе, то это заполнит пустоту в его душе. Это спектакль, который одновременно очаровательно гонзо-, а также шокирующе - неожиданно нежный. Но, прежде всего, он настолько потрясающе уверенный и полный, что актер и сценарист-режиссер Пол Томас Андерсон как будто показывают нам что-то темное, гнилое и правдивое о самом капитализме. Избиратели "Оскара" не столько присуждают ему звание лучшего актера, сколько соглашаются с неукротимым, навязчивым великолепием его изображения.