Природа исчезает. Человечество с каждым днем уменьшает планету Земля, и список ее природных сокровищ сокращается быстрее всего. В то время как наша популяция неуклонно растет, природные существа и среда обитания неуклонно исчезают, чтобы освободить место для нашей растущей численности. Стремясь жить богаче, мы грабим незаменимые экосистемы, чтобы удовлетворить наши потребности, а иногда и нашу жадность. Ни одна земля не является слишком обширной, и ни один вид не является слишком богатым, чтобы вырваться из тисков бесконечного роста человечества. Мы озеленяем пустыни, высушиваем болота и выравниваем склоны холмов. Мы истребили некоторых из самых многочисленных животных на планете. Мы даже принесли современную торговлю и сопутствующие ей проблемы и зло в некогда бесследный тропический лес Амазонки.
Однако, есть некоторые признаки надежды. Похоже, мы медленно становимся немного умнее. Несмотря на то, что мы не остановим сразу же рост населения, мы прилагаем усилия и даже добиваемся некоторого прогресса в его обуздании. Школы преподают экологию, общины предлагают переработку отходов, а средства массовой информации содействуют охране природы. Отдельные люди протестуют против злоупотреблений, правительства ограничивают загрязнение окружающей среды, и даже мировые лидеры натыкаются на признание глобального потепления. На самом деле не так уж и многого удается достичь, но мы говорим и размышляем. Есть начало и есть надежда.
В богатых странах Первого мира люди обладают роскошью изобилия, безопасности и досуга. Благодаря этой свободе от давления выживания, наступает рассвет признания бесценности и незаменимости нашего естественного мира. Мы вполне можем надеяться на то, что сможем спасти то, что осталось от наших собственных природных экосистем. Однако во многих странах третьего мира люди слишком заняты тем, что беспокоятся о том, чтобы перекусить, избежать беспорядков или просто выжить изо дня в день. Нет времени беспокоиться о деревьях, которые воруют дровосек. Нет способа узнать о ядах, которые оставляют шахтеры. Редкое животное, находящееся под угрозой исчезновения, до сих пор часто является охотничьим и с благодарностью съеденным источником пищи. Хотя многие из величайших оставшихся на планете природных сокровищ находятся в этих странах, задача их защиты от жадности чужаков и относительной беспомощности их населения здесь еще более сложна.
Но, возможно, именно здесь кроется самая большая надежда. В то время, как промышленные народы поклоняются, в штате Рорайма, на севере Бразилии, произошло удивительное событие. Родные жители этого региона Амазонии пришли к пониманию ценности своей родины и необходимости ее защиты. Они объединились и обрели политическую власть. Они взяли под свой контроль местное самоуправление. Они избрали дееспособных лидеров и предприняли драматические шаги для защиты огромных участков природного богатства в пределах своих границ. Жители общины Каракараи и руководители их местных органов власти создали крупнейший природный заповедник в Амазонии.
Они защитили тысячи квадратных миль девственного леса, нетронутых рек и живой природы, порождающей пойму. И они вложили зубы в свое творение, приняв законы, контролирующие охоту, рыбалку, пиломатериалы и землепользование. Они эффективно закрепили в законодательном порядке концепцию "устойчивого сбора урожая" в своем собственном доме. Они создали систему, от которой выиграют все.
Коренное население региона сохранило свое наследие не только для своих потомков, но и для всего мира. Для людей повсюду был сделан небольшой, но значимый шаг, чтобы помочь сохранить Амазонку перед лицом натиска разрушения среды обитания. Для людей, которым посчастливилось побывать в этом природном раю, сохранился большой кусок амазонского ландшафта, доступный для их удовольствия и назидания. А для любителей спортивного рыболовства стала доступна уникальная и захватывающая рыбалка, позволяющая отлично поймать и отпустить рыбу.
Жители деревни Терра-Прета (расположенной в устье Рио Ксериуини) в сотрудничестве с местными жителями, чиновниками и предпринимателями открыли эту нетронутую реку (курсируя по центру этого гигантского заповедника) для спортивной погони за тем, что может быть одним из самых ценных ее ресурсов, замечательным павлиньим окунем. Здесь, в окружении неизменного на протяжении веков и без конкуренции со стороны жаберных сетей и коммерческих рыбаков, рыбаки имеют возможность проверить свое мастерство против одного из самых грозных истребителей пресной воды в мире. Павлины многочисленны, велики, агрессивны и практически не подвержены давлению рыбаков. В этот обширный водораздел еженедельно в течение сухого сезона реки ловят всего восемь рыбаков. С точки зрения рыбаков, охрана и сохранение павлинов достигли своих наивысших целей в штате Рорайма.
Река Ксериуини, Северная Бразилия
Я получаю много звонков и писем от потенциальных экипировщиков. Было время, когда я приветствовал каждого с тем же энтузиазмом, что и будущий хозяин, но после долгих лет возмутительных преувеличений и безрыбных разочарований, я стал гораздо более скептичным. Какой бы гигантской ни была Амазонка, хорошая рыбалка для гигантского павлиньего окуня - это не просто таиться вокруг каждого изгиба реки. Если продуктивный промысел близок к цивилизации, то его добывают коммерческие рыбаки. Если до него легко добраться, то туда попадают жаберные сетки. Я избегаю рыбалки в таких местах и никогда бы не привел клиентов-рыболовов в места, где мне не нравится. Поэтому, когда прошлой осенью ко мне обратился молодой бразилец по имени Веллингтон (о котором я никогда раньше не слышал) и поинтересовался, какую невероятную новую рыбалку он хочет открыть, я не совсем сорвался с волнением.
"Да, да", - подумал я, вот опять. Я сразу же записал его в свою корзину "забытье" и продолжил планировать свои предстоящие поездки.