Постепенно с развитием техники и технологий, подводные лодки превратились из небольших, очень некомфортных для экипажей судёнышек, с маленькими возможностями по автономности и вооружению, в огромные крейсера, способные без ограничений находиться в любой части мирового океана. Которые обладают скоростями подводного хода, сопоставимые с надводными кораблями. Сокрушительное вооружение, особенно стратегических лодок, не требует уже давно, нахождения вблизи "вражеских" берегов.
Главное своё преимущество, невидимость, лодка получает сразу как только скроется под водой рубка и выдвижные устройства. Конечно силуэт огромного корабля, хорошо различим с воздуха до глубины около 50 метров, если нету сильного волнения, а ниже абсолютная темнота.
Все современные ПЛ имеют рабочую глубину погружения около 500 метров, некоторые специальные и до 1 км, и даже более. В мирной повседневной жизни, на такие глубины идут только для сдачи задач при подготовке экипажа и регламентной проверки техники.
Как это происходит? Конечно по готовности №-1. Каждый находится на своём боевом посту. Работают ГЭУ обоих бортов. Лодка идёт небольшим ходом, наиболее оптимальным для рулей. Плавучесть немного положительная. Пошли вниз. До 100 метров без остановки. Далее с увеличением глубины на 10 метров. Выключаем все шумящие вентиляторы, поступление воды скорее можно услышать, чем увидеть. Команда осмотреться в отсеках, доклады. Всё в порядке - идём вниз. После 200 метров незначительно увеличилось поступление забортной воды через дейдвудные сальники. 300 метров над нами, начинает странно звучать корпус и шпангоуты, особенно это сильно воспринимается в жилых каютах. Там лёгкие перегородки, обшивка и двери буквально шевелятся и издают непривычные звуки, их кстати оставляют открытыми на всё время тревоги. 330 метров - рабочая глубина погружения. Давление за бортом 33кг\см2, кажется что весь прочный корпус прогнулся вовнутрь и весь этот чёрный и холодный океан, только и ждёт когда уйдём чуть ниже допустимого, что бы моментально поглотить всех. Штатное, но неприятно сильное поступление воды вдоль линий валов. Очевидно что если нет возможности эту воду откачивать, она очень быстро заполнит небольшой кормовой отсек. Всё всплываем.
Как минимум раз в год приходилось участвовать в глубоководном погружении. Привыкнуть к этому невозможно. Каждый раз появляются новые шумы. Вспоминается шофёрская поговорка - хороший шум, сам наружу вылезет. В нашем случае внутрь. Не дай бог.
Всем добра!