В День Победы я часто думаю о женщинах на войне. Я в целом в последнее время много думаю о женщинах и переосмысливаю их роль, предназначение, счастье и жизнь в каком-то мировом масштабе. Так вот в этот день я хочу, чтобы вы прочитали отрывки из книги Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо». Без моих комментариев и мыслей. Просто воспоминания женщин.
Неделями мы стояли по горло в воде
«Кто-то нас выдал. Немцы узнали, где стоянка партизанского отряда. Оцепили лес и подходы к нему со всех сторон. Прятались мы в диких чащах, нас спасали болота, куда каратели не заходили. Трясина. И технику, и людей она затягивала намертво. По несколько дней, неделями мы стояли по горло в воде.
С нами была радистка, она недавно родила. Ребенок голодный. Просит грудь. Но мама сама голодная, молока нет, и ребенок плачет. Каратели рядом. С собаками. Собаки услышат, все погибнем. Вся группа – человек тридцать. Вам понятно?
Принимаем решение.
Никто не решается передать приказ командира, но мать сама догадывается. Опускает сверток с ребенком в воду и долго там держит. Ребенок больше не кричит. Ни звука. А мы не можем поднять глаза».
Чтобы видели, что я девчонка, поднялась
«Солдаты залегли. Команда: «Вперед! За Родину!», а они лежат. Опять команда, опять лежат. Я сняла шапку, чтобы видели, что я девчонка, поднялась... И они все встали, и мы пошли в бой».
У ребенка все должно быть детское
«Муж был старшим машинистом, а я машинистом. Четыре года в теплушке ездили, и сын вместе с нами. Он у меня за всю войну даже кошку не видел. Когда поймал под Киевом кошку, наш состав страшно бомбили, налетело пять самолетов, а он обнял ее: "Кисанька милая, как я рад, что я тебя увидел. Я не вижу никого, ну, посиди со мной. Дай я тебя поцелую". Ребенок... У ребенка все должно быть детское... Он засыпал со словами: "Мамочка, у нас есть кошка. У нас теперь настоящий дом».
Победу с нами не разделили. И было обидно
"Это потом чествовать нас стали, через тридцать лет... Приглашать на встречи... А первое время мы таились, даже награды не носили. Мужчины носили, а женщины нет. Мужчины - победители, герои, женихи, у них была война, а на нас смотрели совсем другими глазами. Совсем другими... У нас, скажу я вам, забрали победу...Победу с нами не разделили. И было обидно...Непонятно..."
К нам долго было высокомерное, снисходительное отношение
«Мы стремились. Мы не хотели, чтобы о нас говорили: «Ах, эти женщины!» И старались больше, чем мужчины, мы еще должны были доказать, что не хуже мужчин. А к нам долго было высокомерное, снисходительное отношение: «Навоюют эти бабы...»
Мы же свои особенности имели, девчонки... Армия об этом не подумала
"Мы были счастливы, когда доставали котелок воды вымыть голову. Если долго шли, искали мягкой травы. Рвали ее и ноги... Ну, понимаете, травой смывали... Мы же свои особенности имели, девчонки... Армия об этом не подумала... Ноги у нас зеленые были... Хорошо, если старшина был пожилой человек и все понимал, не забирал из вещмешка лишнее белье, а если молодой, обязательно выбросит лишнее. А какое оно лишнее для девчонок, которым надо бывает два раза в день переодеться. Мы отрывали рукава от нижних рубашек, а их ведь только две. Это только четыре рукава..."
Все знают, что ты четыре года была на фронте, с мужчинами...Уходи
"Я до Берлина с армией дошла... Вернулась в свою деревню с двумя орденами Славы и медалями. Пожила три дня, а на четвертый мама поднимает меня с постели и говорит: "Доченька, я тебе собрала узелок. Уходи... Уходи... У тебя еще две младших сестры растут. Кто их замуж возьмет? Все знают, что ты четыре года была на фронте, с мужчинами... "Не трогайте мою душу. Напишите, как другие, о моих наградах..."
Я хочу, чтобы и вы запомнили: «У войны не женское лицо»...
Ссылка на продолжение: "Самое страшное для меня на войне - носить мужские трусы.."