Найти в Дзене
SoundWave

FAQ по автозвуку

Часть 2. Что подразумевается под "частотным диапазоном"? Частотный диапазон устройства - это диапазон частот, в котором данное устройство может так или иначе действовать. Действие является характерным для устройства, о котором идет речь. Так, частотный диапазон человеческого уха составляет приблизительно 20Гц-20кГц, что соответствует диапазону частот, воспринимаемых барабанной перепонкой. Частотный диапазон усилителя может быть 50Гц-40кГц, а динамика - 120Гц-17кГц. В мире автомобильного аудио частотные диапазоны должны обычно даваться с указанием мощности, как например (для динамика) 120Гц-17кГц +/- 3Дб. Это значит, что при сигнале, подаваемом с частотой от 120Гц до 17кГц выходной сигнал может варьироваться не больше, чем на 6Дб. Обычно конечные частоты в диапазоне наиболее трудно воспроизводимы и в этом примере частоты 120Гц и 17кГц могут характеризоваться как -3Дб отметки" усилителя. Когда показатель Дб не указан с частотным диапазоном, это обычно может равняться +/-3Дб. Немного по
Оглавление

Часть 2.

Что подразумевается под "частотным диапазоном"?

Частотный диапазон устройства - это диапазон частот, в котором данное устройство может так или иначе действовать. Действие является характерным для устройства, о котором идет речь. Так, частотный диапазон человеческого уха составляет приблизительно 20Гц-20кГц, что соответствует диапазону частот, воспринимаемых барабанной перепонкой. Частотный диапазон усилителя может быть 50Гц-40кГц, а динамика - 120Гц-17кГц. В мире автомобильного аудио частотные диапазоны должны обычно даваться с указанием мощности, как например (для динамика) 120Гц-17кГц +/- 3Дб. Это значит, что при сигнале, подаваемом с частотой от 120Гц до 17кГц выходной сигнал может варьироваться не больше, чем на 6Дб. Обычно конечные частоты в диапазоне наиболее трудно воспроизводимы и в этом примере частоты 120Гц и 17кГц могут характеризоваться как -3Дб отметки" усилителя. Когда показатель Дб не указан с частотным диапазоном, это обычно может равняться +/-3Дб.

Немного поподробнее:

Низкие басы (от 10 Гц до 80 Гц) — это самые низкие ноты, от которых резонирует комната, а провода начинают гудеть. Если ваша звуковоспроизводящая аппаратура не воспроизводит эти частоты, вы должны ощутить потерю насыщенности и глубины звука. Естественно, при записи и сведении потеря этих частот вызовет тот же эффект.

Верхние басы (от 80 Гц до 200 Гц) — это верхние ноты басовых инструментов и самые низкие ноты таких инструментов, как гитара. Если потерять этот регистр, то вместе с ним потеряется и ощущение силы звука. А ведь именно в этих частотах содержится энергия звука, которая заставляет вас пританцовывать под музыку, недаром основная энергия ритм-секции сконцентрирована именно в этом регистре.

Низкие средние (от 200 Гц до 500 Гц) — здесь размещается почти весь ритм и аккомпанемент, это регистр гитары.

Средние средние ( от 500 Гц до 2.500 Гц) — соло скрипок, соло гитар, фортепиано, вокал. Музыку, в которой не хватает этих частот обычно называют "занудной" или "смурной".

Верхние средние (от 2.500 Гц до 5 кГц). Хотя в этом диапазоне мало нот, только самые верхние ноты фортепиано и некоторых других инструментов, здесь много гармоник и обертонов. Усиление этой части спектра позволяет достичь яркого, искрящегося звука, создающего эффект присутствия. Однако, если энергия этой полосы частот чрезмерна, то это режет слух. Это и называется "слушательской утомляемостью" и является проблемой большинства недорогих акустических систем, которые искусственно усиливают данную часть спектра для "яркости" звучания. Ну это уже коммерческие штучки!

Низкие высокие (около 5 кГц до 10 кГц), где мы встречаемся с самым сильным искажением высоких частот и где шипение пленки (для любителей кассетной записи) становится самым заметным, так как здесь очень мало других звуков, способных скрыть это. Хотя люди, теоретически могут слышать и более высокие тона, эти частоты считаются пределом восприятия. Но по большому счету, для хорошего звука — это маловато.

Верхние высокие (около 10 кГц до 20 кГц) наша последняя октава, это самые тонкие и нежные высокие частоты. Если этот диапазон частот будет неполноценен, то вы ощутите некий дискомфорт при прослушивании записей (если, конечно, медведь не наступил вам на ухо).

Что такое "звуковая сцена"? Что такое "изображение"?

"Звуковая сцена" - позиция (право-лево и верх-низ), из которой, как кажется, исходит музыка. Это в равной степени относится и к глубине сцены. Машина, в которой динамики расположены только впереди, скорее всего будет иметь звуковую сцену спереди, но заднего звукового заполнения не будет хватать для воссоздания естественного звучания. Машина с передними и задними динамиками может иметь любую звуковую сцену от передней до задней, с сопровождающим подзвучиванием от более "мягко" звучащих динамиков в зависимости от уровней мощности и воспроизводимых частот. Верхнее/нижнее положение звуковой сцены отчетливо в машинах с передним расположением сцены. Музыка может казаться исходящей из пола, панели приборов или с потолка, в зависимости от того, как водитель взаимодействует с окружающим пространством. Стереопанорама - ширина и отточенность звуковой сцены. Инструменты должны звучать со своих правильных позиций, с которых они были записаны. Расположение инструментов должно быть постоянно и легко определяемо, неизменно с изменением частот. Машина может иметь отличное изображение лишь с одним, расположенным в центре, динамиком, но стереоизображение будет отсутствовать.

Что имеется в виду под "безэховым звучанием"?

"Безэховый" значит не производящий эха. Это обычно относится к способу измерения производительности динамика и старается исключить эхо (или "отражения") волн, воспроизводимых динамиком, обратно в зону измерения, что может повлиять на измерение как положительно, так и отрицательно.