В декабре прошлого года в сюжете про перехватывающие парковки на «Первом городском» я предположил, что если автомобилей в городе станет меньше, то и количество ДТП уменьшится соответственно. Закончился апрель, который был объявлен «длинными выходными» в Российской Федерации, и теперь можно проверить, имела ли моя гипотеза право на жизнь.
У каждого месяца в году своя погода, своя длина светового дня и свои маятниковые миграции населения, поэтому для сравнения будем брать аналогичные месяцы за последний 5 лет. Есть прекрасный сервис показателей состояния безопасности дорожного движения, который позволяет провести такое сегментирование.
Как видно из графиков, в стране в 2017-2019 годах количество ДТП и раненых менялось не значительно, а количество погибших медленно сокращалось. Так как в апреле 2020 года в России почти повсеместно был введён режим самоизоляции, люди меньше стали ездить на работу, машин на дорогах стало меньше, поэтому логично, что ДТП статистически стало меньше. В цифрах, количество происшествий снизилось по сравнению с прошлым годом с 11 037 до 6 250 — это приблизительно -44%. Что же касается погибших в ДТП, то тут падение несколько скромнее — с 1 001 до 768, а это чуть больше -23%.
То есть в апреле 2019 года, в среднем 9% ДТП заканчивалось смертью человека, а в апреле этого года, смертность составила 12.2%. Некоторые урбанисты предполагают, что из-за того, что на дорогах стало меньше пробок, многие водители начали терять бдительность и перестали соблюдать скоростной режим, а как известно, именно скорость является решающим фактором при сохранении жизни в ДТП.
Теперь глянем, что происходило в моём родном регионе.
Тенденция в статистике ДТП сохранилась, по сравнению с прошлым апрелем количество уменьшилось на 57.3%. А вот количество смертей даже увеличилось.
В целом, за последний год в месяц на дорогах погибает от 6 до 12 человек, и введение особых режимов на это пропорционально не влияет.
Можно было бы предположить, что при запрете свободного проезда в общественном транспорте, станет больше велосипедистов и чисто статистически количество ДТП с их участием вырастет — как видно, этого не произошло.
С пешеходами такая же история — ДТП с их участием стало меньше почти в 4 раза по сравнению с аналогичными месяцами, однако избежать смертей, как в апреле прошлого года, не удалось: один погибший пешеход в Калининграде и один в Черняховском районе.
Среди детей смертей в ДТП в апреле не было — ну и слава Богу!
Заключение
Чисто статистически, каких-то контринтуитивных эффектов по снижению количества ДТП при снижении количества автомобилей на дорогах нет. Однако, стоит помнить, что конечной целью организации дорожного движения должна быть нулевая смертность, но просто уменьшением трафика в несколько раз такого результата достигнуть скорее всего не получится — нужно пересматривать принципы городского планирования и подходы к расчёту скоростного режима.
Если вам понравился материал или он просто был вам полезен, ставьте «Палец вверх» или подписывайтесь на этот канал .
Если вам нравятся велосипеды и материалы со статистикой, то посмотрите мой предыдущий материал Как выглядит «усреднённый» велосипед.