Развитие ребенка в два года, вопреки распространенному мнению, происходит не через книги и карточки с буквами и цифрами. Это может быть лишь дополнением. А основа – в другом.
Самое главное развитие малышей до трёх лет происходит естественным образом в быту и в движении. Во много раз лучше не по карточкам учить ребенка искать одинаковое, а после стирки помочь маме разложить носочки по парам, рассортировать свои штанишки, футболочки, определить, где – мамина одежда, где – папина, а где – вещи малыша. Казалось бы, просто разобрать чистые вещи. А сколько процессов задействовано. Во-первых, это прививает бытовые навыки, ребенок вовлечен в домашние дела, привыкает, что у него тоже есть важная роль в быту. А сколько сенсорных стимуляторов в одном лишь деле! Я уже писала о том, как важно для развития речи и мышления ребенка как можно больше воздействия на разные органы чувств. Зрение: вещи разных цветов, размера, формы. Осязание: ткани разные на ощупь. Активно подключаются мыслительные процессы. Логика, внимание – не так просто подобрать пару носкам.
Можно научить ребенка стирать носочки, это всегда интересно малышам, а главное, что полезно. Наглядное запоминание последовательности действий, развитие мелкой моторики.
Множество развивающих занятий можно найти на кухне. Кухонная утварь – просто идеальные атрибуты для развивашек. Можно раскладывать чистые приборы по местам, вытирать мокрые кастрюли и поварешки. Полезен и сам процесс приготовления. Что можно делать в два года?
Катать тесто скалкой с помощью мамы.
Разминать тесто в лепешки.
Класть нарезанные ингредиенты в холодную кастрюлю или сковороду.
Много дел для развития малыша и в уборке. У ребенка могут быть отдельные тряпочки и веник, которыми пользуется только он. Что может помочь кроха?
Вытереть лужу.
Помочь подмести пол.
Бросать в мусорку крупный мусор.
Что касается специализированных занятий с развивающими пособиями и игрушками.
- Малыш способен заниматься максимум 20 минут, и не стоит требовать от него большего. Это будет лишь во вред.
- Не может быть насильного развития, все только через игру. Малышу должно быть интересно, а для этого прежде всего должно быть интересно вам самим.
Я так много раз наблюдала любопытную закономерность, если мама горячо любит книги, то и малыш с удовольствием их листает и слушает, если мамы любит пазлы, то и ребенок увлеченно собирает их чуть ли не с пелёнок, соответственно и наоборот, если не хочет мама складывать башенки, то и малыш может не иметь к этому интереса.
Поэтому помните, что главное в занятиях с ребенком самим смотреть на мир с неподдельным восторгом и увлекаться тем, что предлагаете крохе.
- А предлагать нужно все исключительно через игру. Для детей все игра, и если она интересная, то малыш будет в неё вовлекаться.
- Чередуйте виды деятельности. Если вы складывали пирамидку, то после можно побегать за мячиком, потом порисовать, а затем попробовать по звуку найти музыкальную игрушку, которую мама спрятала где-то в комнате.
- Заниматься лучше в первой половине дня, как уже писала в статьях раннее, делайте упор на разнообразное воздействие на органы чувств. Желательно, одновременно на несколько.
- Творчеством можно заниматься в любое время. Мять массу для лепки, учиться катать колбаски. Рисовать пальчиковыми красками, потом пробовать кисточкой, фломастерами. В этом возрасте ребенок не рисует что-то осмысленное, он увлекается самим процессом, как краски проявляются на бумаге, как смешиваются цвета, как становятся цветными пальчики и кисточки, когда макаешь их в баночку. Не ограничивает кроху в творческом порыве. Но сами показывайте ребенку, как можно нарисовать что-то определенное. Часто родители, особенно папы, говорят: я не умею рисовать. Но ребенок ведь не будет оценивать ваши художественные таланты, ему просто важно видеть, как с помощью фломастера на листочке вдруг может появиться солнышко или домик.
Какие развивающие занятия могут быть полезны с года до двух лет?
Здесь я перечислю некоторые варианты занятий, потом выложу отдельную статью и видео с примерами, как строить занятия и что делать.
- Учиться собирать простую пирамидку
- Логическая пирамидка
- Открой, кто спрятался в окошке
- Строить из крупного Лего
- Игры на липучках
- Бизиборд
- Мозаика
- Учим животных, кто как говорит, кто где живёт.
- Учим цвета
- Кубики, учим цвета, учимся строить башню, учим понятие одинаковый, находя кубики одного цвета.
- Фигурки животных + карточки. Учимся соотносить фигурку с животным, находить по названию.
- Матрёшки
- Рыбалка