Время от времени психолог нужен любому из нас. Кажется, сейчас такое время настало для всех: привычный мир шатается, и от этого тревожно на душе. Теперь попробуйте мысленно выкрутить динамик этого ощущения — вероятно, так чувствует себя человек, которому только что сообщили об онкологическом заболевании.
Онкопсихологи — все еще редкая для России профессия. Культура обсуждения тревог и решения глубоких личных проблем с профессионалами развивается очень медленно. Особенно сложно убедить в том, что это нормально, людей постарше — как раз тех, кто чаще всего становится онкопациентами.
Важность общения с онкопсихологом сложно переоценить: у лечащего врача, онколога, зачастую нет ни времени, ни навыка обсуждать со своим подопечным психологическую сторону болезни. При этом успешность лечения рака, как и других заболеваний, во многом зависит от настроя пациента. Причем под успешностью я подразумеваю не только ремиссию, но и качество жизни человека в процессе терапии. Она может занять несколько лет, которые неверно вычеркивать из жизни вне зависимости от дальнейших прогнозов.
Еще одна причина поговорить с онкопсихологом — перемены внутри семьи, которые неизбежно происходят после того, как все узнали о диагнозе. Рассказывает руководитель регионального отделения ассоциации онкопациентов «Здравствуй» Юлия Ищенко:
«В середине лечения я обратилась к психологу. Начала понимать, что уже не справляюсь со своими эмоциями. И связано это не со страхом перед смертью, а с тем, что мои близкие не были готовы к происходящему, и часто я затрачивала свои силы и энергию на то, чтобы их успокоить. С психологом мы работаем до сих пор. Каждая встреча для меня полезна. Следуя всем рекомендациям специалиста, я рационально стала распределять свои эмоции и силы».
Рассказывает автор блога о реконструкции молочной железы после мастэктомии @future_breast Вера Ковшикова:
«Лично мне онкопсихолог в момент лечения был не нужен. Мое состояние весь этот период оставалось спокойным. Но уже по окончанию лечения, где-то через год, когда я активно вовлеклась в процесс волонтерства, я познакомилась со многими онкопсихологами, с некоторыми из них даже подружилась. И теперь я могу точно сказать: многим женщинам профессиональная психологическая поддержка необходима. Самое сложное — то, что происходит до стадии принятия диагноза. И помощи близких тут иногда недостаточно — они не знают нюансов и не обучены правильным словам».
Циничный факт: сценарии поведения людей, столкнувшихся с онкологией лицом к лицу, очень похожи, и их всего несколько. Кто-то впадает в ступор, кто-то, напротив, включает рационализацию, кому-то важно выговорится, а кто-то до последнего отрицает происходящее. Онкопсихологи знакомы с со всеми этими реакциями, понимают, чем хороша и чем плоха каждая из них. В их арсенале есть советы, вопросы и просто мудрые слова, которые могут улучшить состояние пациента и его родственников. В каждом конкретном случае есть место уникальным обстоятельствам, но уже в ходе первой беседы психолог сможет оценить, нужна ли человеку профессиональная поддержка или нет.
Рассматривать консультации с онкопсихологами как блажь тоже неверно. Даже в условиях тотальной неопределенности, когда деньги могут понадобиться на основное лечение или их хочется приберечь на случай потери работы, попробуйте выделить некоторый бюджет на общение со специалистом. Неверно перекладывать эту функцию на близких родственников и друзей. Тем более, что первые консультации с онкопсихологами могут быть бесплатными.
Куда обратиться?
- Узнайте у лечащего врача, есть ли в штате больницы психолог, работающий в рамках системы ОМС. Еще бывает, что психологи бесплатно консультируют на базе психоневрологических поликлиник — такие есть в каждом городе.
- Я забыла про какой-то важный ресурс? Напишите в личку, дополним список вместе.
Хотите больше узнать о РМЖ? Читайте больше о заболевании на сайте всероссийской социальной кампании против рака молочной железы «Поднимите руки». Ее авторы - Ассоциация онкологических пациентов «Здравствуй» и компания «Новартис». По ссылке найдете информацию о болезни и методах ее профилактики, диагностики и лечения, а заодно и истории пациенток, столкнувшихся с раком молочной железы.