Не мало кто верит в то, что мы находимся в постоянном карнавале. Мой декан факультета телевидения МГУ, В.Т. Третьяков, так вообще об этом постоянно говорит, правда, в русле телевидения. Поговорим о том, что в Испании.
Демократические левые декреты устанавливают состояние исключения (легкое, но со всем натуральным вкусом и ароматом) для решения трудового конфликта. Более того, демократические левые снова объявили о превентивном режиме исключений (в острой форме расширения), чтобы предотвратить предполагаемое возникновение трудового конфликта. То, что такая ситуация возникает для того, чтобы гарантировать право, которое, по крайней мере, является спорным (право на авиаперелет), только усугубляет проблему. Да, да, я знаю, что объем коммерческих и имиджевых потерь страны в таком критическом на данный момент секторе, как туризм, может спровоцировать нисходящую спираль в нашей экономике, потому что с другой стороны, подножие грязи (как бы оно ни было конкретно) нашего экономического гиганта унесло потопом кризиса. Я оставлю в стороне вопрос, должен ли туризм в среднесрочной и долгосрочной перспективе продолжать поддерживать нашу экономику, должен ли это быть костыль или шина. Я хочу здесь оспорить то, что мы действительно живем в постоянном карнавале, но, возможно, по другим причинам, чем мы обычно думаем.
О происхождении и значении карнавала:
он является культурной темой со времен Михаила Бахтина и его работы "Народная культура в средние века и Ренессанс: контекст Франсуа Рабле", который включает в себя инверсию социальных ролей в ограниченное время, как революционное проявление народа, который освобождает себя и тем самым обновляется к лучшему. Бахтин сказал, что
"во время карнавала сама жизнь играет и интерпретирует (без сцены, без актеров, без зрителей, то есть без специфических атрибутов любого театрального спектакля) свое собственное возрождение и обновление на основе лучших принципов".
Здесь эффективная форма жизни - это в то же время ее идеальная воскресшая форма". Это выступление стало настолько актуальным, что мы поем его в радостных песнях: "Сегодня дворянин и злодей, про-мен и червь танцуют и пожимают руки, не заботясь о лице". И вместе солнце находит их в тени фонаря, впитывающего девушку в алкоголь".
Те из нас, кто живет рядом с этими карнавальными вечеринками (типа Фаллас), не так уверены. Для начала революционные качества народных масс должны быть поставлены в карантин, если не в методологические сомнения. И, возможно, еще сильнее следует отождествлять "саму жизнь" с народными праздничными проявлениями, или с тем марксистским неоплатонизмом, который отождествляет высвобождение народных энергий ("эффективная форма жизни") с "воскресшей идеальной жизнью". Если она воскресает, то потому, что в истоках человечества была естественной формой социальных отношений: свободной, эгалитарной, солидарной... Усердный читатель уже знает, что я ближе к Гоббсу, чем к Руссо, и что, следовательно, исходная гипотеза Бахтина кажется мне мистификацией. И что его общего объяснения карнавала как обращения вспять соотношения социальных сил, или структур ежедневного господства, недостаточно, мягко говоря.
Гораздо более интересным, и я думаю, более способным дать удовлетворительное объяснение, является толкование Карла Меули, что карнавальные праздники (те, в которых закон, т.е. статус-кво, временно приостанавливается) в большей степени связаны с архаичными правовыми формами, которые устанавливают приостановление действия закона, чтобы сделать возможным "народное правосудие": ритуальное изгнание "бандита", вытекающее из германского запрета и указывающее на власть владык, с помощью которой поставить кого-то "на сторону" или "отступить" означает исключить его из правового порядка, изгнать из общества. Средневековые проявления карнавалов, харивари (как в римском Фовеле) или даже сам Хэллоуин, в которых дети карают обязанность жертвовать (принцип народного правосудия) проявлениями ритуального насилия, по своему происхождению являются формами народного правосудия - по определению аллегорическими, что подразумевает временное приостановление действия закона - повторяющими традиционные обычаи и правовые формы, через которые была совершена казнь стороны и запрещение. Я принимаю данные Агамбена и его состояние исключений читать очень рекомендую.
И какое отношение все это имеет к состоянию тревоги? Ситуация, развязанная в испанских аэропортах трудовым конфликтом между правительством и авиадиспетчерами, спровоцировала народное движение за справедливость, узаконившее "сторону" против тех, кто несет за это ответственность. Тот факт, что эта реакция была обусловлена не только конкретной ситуацией, но и тем, что она была беременна народным недовольством управлением экономическим кризисом, свидетельствовал о том, что средства массовой информации усилились до ожесточенности, а также свидетельствовал о том, что правительство осознавало, что если оно не освободит и не возглавит народные силы, то может оказаться в ситуации, когда его будут исключать, ставить на сторону, как в конечном счете ответственного за ситуацию. В этом смысле состояние тревоги - это, как я уже сказала, легкая форма состояния исключения, необходимого для жестокого ритуала, посредством которого "бандиты" изгнаны из общины, их дома разобраны и разрушены, их колодцы отравлены, их земли засеяны солью.
Общественное правосудие, народное правосудие, без сомнения. Та же справедливость, которая находится под угрозой применения к другим отверженным людям, к другим "бандитам": к цыганам (когда ты видишь, как у твоего французского соседа шелушится борода...), к проституткам, к наркоманам, к иностранцам, к гомосексуалистам, к испанцам, которые не хотят быть, к чокнутым, к тем, кто читает, к тем, кто думает и т.д. и так далее. Честно говоря, я предпочитаю, чтобы эта дверь не была открыта.
Боюсь, что дверь уже открыта. Отличный вход, который я разделяю, может быть, жизнь в чисто карнавальном городе заставляет меня чувствовать, особенно отождествляется с выставкой, которую вы делаете.
Теперь мы увидим, как вы управляете и убеждаете (от руки этой элитной информации, настолько объективной, что у нас есть) целую общественную овечку, что то, что мы должны уйти на пенсию позже в новую группу "бандитов", в данном случае, "ту группу привилегированных, кто является теми, кто работает" (если вы хорошо выглядите, это правда, так как с каждым днем труднее найти работу); Несомненно, этот новый абсурд будет подкреплен психологическими отчетами, которые убедят нас в том, что лучшее для всех нас - это не выходить на пенсию в 65 лет, что хорошо известно, что грабеж затрагивает тех, кто выходит на пенсию, и это не план. Сегодня оппозиция и профсоюзы берутся за голову, но я уверен, что понемногу до 28 января они оттенят эту позицию и примут "гибкость" этой меры, которая, безусловно, при хорошем на нее взгляде, не должна быть такой уж плохой, Потому что если мы хотим уйти такими молодыми и перестать производить, ну, кто бы ни работал, может быть, никто из нас этого не сделает, и эта мера не должна быть принята, но если вы посмотрите на это, может быть, это не так уж плохо, это может, это возможно, если мы подумаем об этом........ мы обязательно споем на Карнавале Кадиса.