Как то так получилось, что из всех диснеевских произведений первоначальная история про Малефисенту оказалась вне моего внимания. О таком персонаже я узнал только, когда появился первый полнометражный фильм "Малефисента" 2014 года с Анджелиной Джоли в главной роли. Я со многими зрителями согласен - она очень сильно подходит на роль лесной колдуньи. Но на этом мои позитивные эмоции от этого фильма закончились. Предлагаю сосредоточить внимание на продолжении вышедшем в 2019 году "Малефисента. Владычица тьмы"
Я, конечно, понимаю, что данное произведение - сказка для детей школьного возраста. Но детское произведение - это не значит глупое, упрощенное, наивное или инфантильное. Детское произведение - должно готовить ребенка ко взрослой жизни, со всеми её атрибутами. Очень вредно и опасно, когда детям показывают модель жизни, противоречащую реальности. Увы, "Малефисента. Владычица тьмы" именно этим и занимается. В данном обзоре я рассказу как.
Начинается всё с моего любимого - малолетней королевы. Раньше девочки мечтали стать принцессой, а сейчас не мелочатся - сразу в дамки метят. И весь народ лесной и болотный слушает речи подростка о жизни мире в гармонии с природой, людьми, дружелюбии и толерантности.... Хм, где-то я это уже видел... В ООН вроде подросток со слезами рассказывала, что-то похожее. А вообще сейчас очень популярно, что бы всем руководила девочка-подросток.
Авторы интересно нормальные люди? Как они себе представляют, что бы на троне королевы сидел какой- зверёк? Вот сценаристы интересно позволяют себе сидеть на месте начальника, причем в его присутствии? Дальше вообще идёт безобразная сцена. У королевы с головы снимают корону и Аврора вынуждена бегать за ней. Вы думаете это смешно? Нет. Это очень страшно. В результате погони, королева болота падает в реку и вся промокает. Так авторы видят королеву, да? Вот эта сцена подаётся как нечто положительное.
Оказывается, что весь этот балаган , что бы выманить королеву Аврору на свидание с принцем Филиппом. И вот вся мокрая она встречается с принцем, который как ожидаемо смущается, долго собирается с духом, но делает предложение Авроре. Уважаемые, тетушки, которые всё это затеяли может быть позаботились бы, что бы их подопечная не была как мышь мокрая, а выглядела как подобает королеве?
Естественно Аврора соглашается и вот уже до Малефисенты доходит информация о предстоящей свадьбе. Правда перед этим происходит забавная сцена, когда её помощник Диаваль пытается рассказать ей о Филиппе, а она угадывает, что с ним: "лихорадка", "проказа"? Разумеется Малефисента с выбором Авроры не согласна. И я ней полностью согласен!
Тем временем принц Филлип разговаривает со своим генералом, которого видимо таки зовут - Генерал, потому что у персонажа нет имени. И не потому что он негр, тут у многих героев нет имён или их по имени не называют.
Генерал говорит, что не доверяет жителям болот и готов защищать своё королевство от опасностей исходящих от народа болот. А принц его жестко одёргивает за это. Очевидно, защищать свой дом и думать о его безопасности - это неправильно. Все вокруг друзья. Как этот принц собирается править, я не знаю...
Разгадка его инфантильной позиции раскрывает в следующей сцене - зрителю показывают родителей принца - короля и королеву Алстеда - Джона и Ингрид. Им доставляют трофейное оружие из некого Среднеземья, на что позирующий для картины король говорит:
Понятно, что сынок - дурачок пошёл в папу-дурачка. Но если принцу - это ещё можно с натяжкой простить, дескать молодой, неопытный и у него в голове молоденькая королева. Но король как такое может говорить? Тем более, видимо воевавший. Другое дело королева Ингрид - ещё одни мой любимый персонаж.
Затевается званный ужин, на который приглашается королева Аврора и её мать/мачеха Малефисента. Последняя естественно не хочет, потому что, как взрослый человек прекрасно понимает, скорее всего будет организована провокация, ничем хорошим это не кончится. Но малолетняя королева Аврора давит на тему того, что Малефисента её мама, что надо дать шанс людям, что любовь, мир и уламывает её пойти.
Вот знаете, нормальный король сказал бы так, наверное: "Этим мечом я убил сотни своих врагов, теперь пусть он поможет тебе убивать твоих врагов". Потому что меч - это оружие, оружие нужно для сражений и побед.
Тем временем королева Ингрид наслушавшись того бреда, который несут её муж и сын спускается в подвалы замка, где развернулось массовое производство оружия, как в Изенгарде.
Малахольные король и принц естественно не знаю ничего о производстве. И нет тех, кто бы им донёс, что под замком творится что-то непонятное. Но что меня позабавило: у рабочих для защиты используются металлические шлемы и каски. Реквизиторы интересно знают, что теплопроводность у металлов крайне высока? В кузнеце, где очень жарко, металлический шлем мгновенно нагреется. Средства защиты очевидно должны быть из очень прочной кожи, а не как из металла.
У королевы там в застенках сидит какой-то уродливого вида гном, оказывает это пикси без крыльев, который бодяжит отраву для фей и тут же проводит испытание. В общем, королева Ингрид основательно готовится к войне и истреблению волшебных существ: наладила производство, разрабатывает новые виды вооружений, ведёт идеологическую борьбу. Молодец!
Естественно знакомство с родителями и ужин оборачивается хитрой и убедительной провокацией. Король, видя, что жена его специально говорит на провокационные темы никак её не одергивает, принц Филипп бухает вино - в итоге скандал и удачная провокация, из-за которой выглядит, что Малефисента заколдовала короля.
Аврора просто предаёт свою мать, которой она полдня назад говорила про любовь, семью, чувства. Она с легкостью верит в то, что Малефисента прокляла короля и отказывается уходить домой. В очередной раз преданная человеком владычица болот улетает, но её мастерски подбивает на лету из арбалета Грета, которая после работы в кузнице появляется на ужине.
Далее следует действительно забавный момент, когда принц и Аврора предлагают королеве Ингрид поцеловать короля и развеять чары Малефисенты. Ведь поцелуй истинной любви должен оказаться сильнее волшебства. Но поцелуй не срабатывает и никого это не смущает.
Аврора решает вернуться на болота и искать Малефисенту... Что?! Ты пять минут назад решила остаться в Алстеде, обидела свою мать, а теперь идёшь её искать?! А что ты сразу не улетела с ней? Поиски оканчиваются ничем, Аврора ни с чем возвращается в замок. Свадьба готовится по плану, хотя принц предлагает повременить ибо обстановка мягко говоря напряженная, но Авроре уж замуж невтерпёж.
Тем временем нас переносят в Малефисенте. Её спасают сородичи - темные эльфы. Какие они вам темные эльфы? В общем, выясняется, что их осталось очень мало, они живут в далёком и недоступном для людей анклаве и часть из них очень хочет воевать с людьми. А Малефисента видите ли последний потомок, какого-то очень сильного рода эльфов, которым подвластна жизни и смерть и так далее и тому подобное. В общем, Малефисента нереально крутая.
Проведя день в замке у Авроры снова замыкание в голове - теперь она не хочет королевской жизни в замке, она переживает, что потеряет себя и всё в этом роде. Что с этим персонажем, а? То хочу, то не хочу, то пойду, то не пойду. Случайным образом Аврора находит тайную кузнецу королевы, понимает, что именно Ингрид всё затеяла, а после случает диалог с королевой, где та говорит абсолютно правильные и разумные для правителя речи: король доведёт это королевство "до ручки" своими словами о мире и дружбе; управлять королевством - это не бегать по полю босиком; Филипп и Аврора - наивные дети. Согласен с каждым словом.
Приглашённые на свадьбу лесные твари занимают своё место в церкви, которое должно стать своего рода "газовой камерой".
Дальше начинается верх глупости и идиотизма: единственный выход блокируют, противная Герда садится за орган, при нажатии особенной клавиши из одной из труб не прицельно выстреливается отравленная смесь, которая при попадании убивает волшебных существ. Во-первых, Герда с вами в одном помещении, просто на втором этаже. Между вами даже стекла нет, почему никто из летающих фей или пятиметровых энтов не пытается мешать ей? Во-вторых, дверь закрыли, а окно разбить не судьба что ли? Ну а самое главное - что это за адский замысле? Вы хотели убить их? Берите пример с Серсеи Ланнистер - подорвала храм и полгорода - и нет проблем. Всё действие сопровождается крупными планами актрисы Дженн Мюррей - Герды. Я боюсь себе представить, что она изображает и что с ней происходит.
Тем временем снаружи началась война. Темные эльфы нападают с моря, и как удачно что именно там сосредоточены все силы людей, хотя болота, откуда ожидаем основной удар, с другой стороны локации. Войной лично руководит королева, генерал служит только для передачи команд войскам через громкоговоритель.
Принц просит остановить бойню, но мать приказывает его взять под арест. Он и генерал падают с башни на воздушном змее.
Естественно, принц на словах убеждает предводителя темных эльфов, что они всё подстроила королева, что воевать не нужно мир, дружба, равноправие. Странно, но радикально настроенный Борра сворачивает атаку. Тем временем Малефисента добирается до королевы и хочет убить её, но вмешивается Аврора. Просит прощения, говорит, что Малефисента её мама и всё в этом роде.
Ну конечно, Малефисента не умирает, собирает себя снова в образе огромной не то птицы, не то дракона. Королева сбрасывает Аврору с башни, Малефисента летит за ней и конечно же спасает её.
Королева Ингрид пытается сбежать, но её ловят и превращают в козу. С короля спадают чары. Филипп и Аврора произносят речь о мире, дружбе, равноправии и намечается свадьба, на которую приглашены все. Только вот вокруг лежат убитые и раненные в количестве нескольких сотен. Может свадьбу имеет смысл отложить, пока всех не похоронят? Траур там.... Ой, да зачем всё это?
Наступает день свадьбы, все счастливы, появляется королева Ингрид в образе козы, но её сынок, не переживает, поэтому поводу. Пусть мама и дальше жуёт травку и ходит на четвереньках, как зверь.
В итоге перед нами очень красивое и красочное произведение о том, что: мать можно постоянно шантажировать любовью; вокруг всегда друзья и не нужно быть готовым воевать за свой дом; оружие - это плохо; хороший принц и король - это инфантильный малахольный мужчина, который не хочет сражаться; все ошибки ничего не стоят. Вот кино получилось бы гораздо сильнее если бы спасая Аврору Малефисента умерла бы. Пусть дурочка дочка ощутила бы на себе груз ответственности и вины за смерь любящего её человека. Может повзрослела бы.... Принц вообще ничего не делает. Взял в руки отцовский меч, только что бы бросить его под ноги атакующему врагу. А если бы Борр воспользовавшись моментом убил бы его? А именно это он должен был сделать! Это беда сказок и их современных интерпретаций - ничего не делающий принц. Невесту выманивают на встречу с ним какие-то тётки, оружием в королевстве заведует мама, она же войной руководит, невеста постоянно рискует жизнью в каких-то переделках. Какой тьмой владеет Малефисента - я так и не понял. Она в принципе хороший персонаж, но из-за любви к неблагодарной дочери постоянно подставляется. Грустно всё это, грустно.... Особенно то, какой положительный отклик такие фильмы находят в именно детских сердцах, судя по постам в интернете.