Найти в Дзене

Айболит-66. Фантастический проект Ролана Быкова

Режиссер Ролан Быков (1929-1998)
Режиссер Ролан Быков (1929-1998)

Все началось с того, что молодой начинающий режиссер Ролан Быков поставил в Московском Театре юного зрителя спектакль под интригующим названием «О чем рассказали волшебники» по пьесе популярного драматурга Вадима Коростылева. Пьеса была ничем иным, как переложением для сцены сказки Корнея Чуковского. Написана она была со свойственным Коростылеву юмором, кроме того, специально для спектакля были придуманы зонги. Так, доктор Айболит, выходя к зрителям, объяснял: «В английской сказке я – Дулиттл, а в русской – Айболит. Ведь вы не скажете "болитл", а скажете «болит». Спектакль имел успех, он получился веселым и добрым. Да и команда собралась отличная: очень не хотелось расставаться.

Драматург Вадим  Коростылев (1923-1997)
Драматург Вадим Коростылев (1923-1997)

И тогда Ролану Быкову пришла идея перенести спектакль на большой экран, то есть снять по мотивам пьесы художественный фильм. В скором времени удалось идею воплотить в жизнь, и работа закипела. Сценарий будущего фильма Быков и Коростылев писали вместе. Быкову хотелось создать нечто новое и необычное: он мечтал объединить в картине разные жанры – театр, цирк, эстраду и кино. Он даже придумал для этого всеобъемлющего жанра специальный термин «куваркалиада». По замыслу режиссера, на экране постоянно должно было происходить что-то необычное: экран принимал разные формы, актеры могли «выпрыгнуть» за пределы кадра и т. д. Сказка рождалась прямо на глазах зрителей: актеры накладывали грим, надевали костюмы, создавали декорации из подручных материалов. Режиссер призывал зрителей оглядеться вокруг и увидеть, что чудеса находятся рядом, а сказка может жить в самой обычной будничной жизни. Ему хотелось раскрасить серые будни. Для реализации задуманного Быков пошел на технологический прорыв: он впервые в советском кино использовал для съемок систему «вариоэкран», разработанную в Научно-исследовательском кинофотоинституте. Эта система как раз и позволяла в зависимости от сюжета менять формат, расположение и размер кадра (моментальный переход от павильонных съемок на природу, превращение кадра в круг или ромб и т. д.).

Помимо Ролана Быкова и Вадима Коростылева, в фильм попали еще несколько участников спектакля. Так, роль собаки Аввы сыграл Евгений Васильев, который исполнял эту же роль в ТЮЗе. А обезьянкой Чичи стала «театральная обезьянка» Лидия Князева – к слову, первая жена Ролана Быкова. О ней нужно рассказать отдельно. Лидия Князева проработала на сцене ТЮЗа более сорока лет. Выступая в амплуа травести, она играла мальчишек, девочек, подростков, и достигла в этом больших высот. Достаточно сказать, что Князева, будучи актрисой ТЮЗа, стала Народной артисткой СССР, чего кроме нее добилась только знаменитая Валентина Сперантова. В фильме «Айболит-66» Князева исполнила роль обезьянки Чичи. И надо сказать, для зрителей было удивительно узнать, что актрисе на момент съемок было более сорока лет – они были уверены, что на экране бегает девочка.

Лидия Князева в роли обезьянки Чичи
Лидия Князева в роли обезьянки Чичи

Бармалея сыграл сам Ролан Быков – так же, как и в спектакле. В его исполнении Бармалей получился очень обаятельным, смешным и вовсе не страшным. Это был хулиган, который никак не встанет на путь исправления. Такой Бармалей очень понравился и детям и взрослым. Быков сам придумывал образ персонажа: подбирал грим, костюм. В результате появился красный кожаный бармалейский костюм, который чуть было не погубил своего создателя. Все дело в том, что костюм очень быстро набирал воду и становился невероятно тяжелым, а Бармалей по ходу фильма часто падал в воду. В результате, когда снимали сцену падения Бармалея за борт, костюм настолько отяжелел, что как камень потянул Быкова ко дну. Это происходило на глазах всей съемочной группы, но никто и представить не мог, что актеру на самом деле грозит опасность – все смеялись и восторгались «талантом» Быкова. В конце концов ему бросили спасательный круг, но попали аккурат в лоб, и только после этого кто-то бросился за актером в воду и вытащил его на берег.

Бармалей в исполнении Ролана Быкова (кадр из фильма)
Бармалей в исполнении Ролана Быкова (кадр из фильма)

На съемках у Ролана Быкова был дублер, страхующий его. Им стал московский парикмахер Валентин Савельев, который охотно сидел вместо простуженного Быкова в холодной воде и бегал по болотам. Но на экране, конечно, этого никто не заметил.

На роль Айболита Быков пригласил Олега Ефремова, считая, что лучшего Айболита, чем Ефремов и быть не может! Ефремов, имея за плечами опыт детского театра, с радостью согласился, но напрочь отказался петь, мотивируя свой отказ отсутствием голоса и слуха. С большим трудом его все же уговорили петь. Удалось это сделать Вадиму Коростылеву, с которым Ефремов близко дружил. «Они дружили, и отцу удалось его убедить, что дело не в голосе и не в слухе, а в таланте артиста. И что они с композитором сделают так, что даже если Ефремов будет петь мимо нот, все равно у зрителей создастся ощущение, что он поет прекрасно», - вспоминала позднее дочь Коростылева Марина.

Олег Ефремов в роли доктора Айболита  (кадр из фильма)
Олег Ефремов в роли доктора Айболита (кадр из фильма)

Когда создатели фильма поняли, что сцены с Бармалеем перевешивают и в количественном, и в эмоциональном отношении, то в срочном порядке сочинили для Айболита еще одну песню, которая стала центром картины: «Это очень хорошо, что пока нам плохо». По словам той же Марины Коростылевой, песня мгновенно стала негласным гимном советской интеллигенции.

Помощников Бармалея, неуклюжих пиратов сыграли Фрунзик Мкртчян и Алексей Смирнов. Оба актера – трагические фигуры советского кино, которые стали заложниками собственной внешности и не исполнили и половины тех ролей, которые могли бы сыграть. На съемках «Айболита-66» им досталось, как говорится, «по полной». Во время натурных съемок в азербайджанском городе Астара, актерам пришлось, выныривая из «африканского» озера, просто горстями снимать с себя пиявок: оказалось, что выбранный для съемок водоем просто кишмя ими кишит. Брезгливый от природы Смирнов особенно тяжело переживал эти издержки профессии.

Фрунзик Мкртчян и Алексей Смирнов  (кадр из фильма)
Фрунзик Мкртчян и Алексей Смирнов (кадр из фильма)

Помимо профессиональных актеров, в «Айболите» участвовали еще и циркачи. Так, роли обезьян исполняли студенты циркового училища. К съемкам их готовили более полугода. Их учили безопасным прыжкам с трапеции на трапецию и с трапеции на канат, безопасному падению. В результате ребята практически превратились в настоящих обезьян: в кадре они просто летали!

Танец обезьян (кадр из фильма)
Танец обезьян (кадр из фильма)

Планировалось, что фильм будет двухсерийным: материала было отснято очень много. Но как раз во время съемок картины появился указ, что двухсерийные фильмы нерентабельны, поэтому Быкову пришлось резать, что называется, по живому, чтобы уместить материал в формат одной серии. В результате пропало много уникальных сцен. Очевидцы по сей день жалеют, что режиссеру пришлось пойти на подобный шаг. «Изначально у меня там было пять полновесных ролей. Но все разрушилось… И все равно этот фильм гениален. Но если бы вы знали, как он был недосягаемо гениален в оригинале!..», - говорил Илья Рутберг, участвовавший в съемках картины.

На съемках фильма
На съемках фильма

В результате сокращения исчез с экрана и Леонид Енгибаров: с его участием в фильме осталось лишь несколько кадров, а ведь изначально клоуну доверили вполне объемную роль.

Фильм «Айболит-66» выделялся из картин, созданных в одно время с ним. Его отличала особая эстетика, которую Быков называл театральной киноэстетикой. Кинематограф оттепели, к которому можно отнести и картину Быкова, привнес в советское кино гротеск. В похожем ключе сняты фильмы «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (реж. Элем Климов, 1964) и «Король-олень» (реж. Павел Арсенов, 1969).

К сожалению, для детского восприятия фильм оказался сложноватым. А вот взрослые сразу же полюбили «Айболита» и с восторгом находили в картине все новые и новые ироничные намеки, например «Нормальные герои всегда идут в обход» и т. д. Зрители прекрасно понимали, что многие моменты сказки проецируются в советскую действительность.

У Быкова были в планах съемки продолжения картины, где перевоспитанный Бармалей совершал бы добрые дела. Но на киностудии эти планы пресекли на корню, заявив, что еще одна «антисоветская картина» им не нужна.

Постер фильма Ролана Быкова "Айболит-66"
Постер фильма Ролана Быкова "Айболит-66"

Как бы там ни было, фильм Ролана Быкова вошел в Золотой фонд советского кино. Эксцентричное жанровое решение картины до сих пор воспринимается экспериментальным и оригинальным. Фильм не устаревает, он по-прежнему современен. А фразы-намеки, которыми он полон, актуальны по сей день.

В нашем издательстве совсем недавно вышел сборник сказок Корнея Чуковского «Все про Айболита», куда вошло сразу четыре стихотворных истории и повесть «Доктор Айболит», состоящая из четырех частей. Чуковский не только пересказал для русских читателей прекрасную сказку Гью Лофтинга, но и создал собственные оригинальные истории.

Серия "Волшебная книга"
Серия "Волшебная книга"

Украшают книгу великолепные рисунки классика отечественной книжной иллюстрации Анатолия Елисеева.

Приглашаем ПОДПИСАТЬСЯ НА НАШ КАНАЛ.