Часто можно услышать о том, что день рождения Иисуса Христа является фиксированной датой, а день его смерти меняется в интервале до двух месяцев. Однако всё обстоит немножечко по иному: это рождение Иисуса не имеет достоверно зафиксированной даты (и дело тут не в разнице календарей), а вот дата смерти Христа зафиксирована, хотя в наши дни отмечается в разные календарные дни. Но обо всём по порядку, и начнём с так называемого "Рождества Христова".
1). Когда родился Иисус?
"Празднество Рождества не установлено Богом и не берёт начало в Новом Завете. Дату рождения Христа невозможно узнать ни из Нового Завета, ни из какого другого источника." (M'Clintock J.,Strong J. Cyclopadia, 1871, Т.2, С.276).
"Поскольку Рождество отнесли впоследствии ко дню солнцеворота, к 25 декабря, поклонение пастухов связано в нашем представлении с зимним пейзажем... Однако, как ни жаль расставаться с укоренившейся традицией, надо признать, что Евангелие её не подтверждает. Св. Лука говорит (Луки 2:8-11), что вифлеемские пастухи "жили под открытым небом и стерегли ночью стадо своё". А в декабре овец уже отправляли в укрытия. На пастбищах они находились с марта до ноября; следовательно Иисус родился в этот промежуток времени" (Александр Мень, "История религии", 1993, Т.6, С.405).
Итак, дата рождения Иисуса Христа неизвестна. В Библии её нет, а ведь Библия, и в частности четыре Евангелия, является единственным истинным источником сведений о жизни Спасителя для всех христиан. И уж наверняка он родился не 25 декабря или 7 января. Но почему же рождение Иисуса отмечается именно в это время?
"Принято считать, что выбор пал на этот день (25 декабря), так как это было время языческих празднеств в честь "возрождения солнца", которые устраивались в период зимнего солнцестояния, когда день начинает прибывать... В это время в Риме проходили сатурналии (праздник, посвящённый богу земледелия Сатурну и обновлённой силе солнца), и считается, что обычаи этого языческого праздника дали начало некоторым обычаям Рождества" (The Encyclopedia, 1977. Т. 6, с. 666).
"Праздник Рождества не сразу вошёл в христианский культ. Ранние христиане не знали даты рождения Иисуса Христа. Только в III веке христиане начали отмечать этот праздник 6 ноября... Лишь в IV веке Рождество Христово стало отмечаться 25 декабря, что, вероятно, было обусловлено стремлением христианской церкви вытеснить широко распространённый в Римской империи культ древнеиранского солнечного бога Митры. Рождение этого бога также отмечалось 25 декабря. На Руси Рождество стало отмечаться после введения христианства в X веке. Оно приходилось на то время, когда древние славяне отмечали свой зимний многодневный праздникКоляду. Многие святочные обряды и обычаи сохранились в рождественском празднестве" ("Мир русской культуры", М., 2004, с.556).
Таким образом, устанавливая дату рождения Христа на конец декабря начало января, христианская церковь стремилась устранить "конкурентов" из языческих религий, отмечавших праздники своих божеств в это время солнцеворота, и приобрести себе новых сторонников, фактически заменяя языческое божество Христом.
2). Теперь о дне смерти Христа.
Необходимо уточнить: у евреев день начинается с заходом солнца и продолжается соответственно до следующего захода солнца. Поэтому по еврейскому календарю Иисус умер в тот же день, в который он ввёл Вечерю воспоминания своей смерти (Луки [библейская книга] 22 [глава]: 14-20 [стихи]). Этот был день 14 нисана, день еврейской Пасхи. Началом месяца нисан считался заход солнца после новолуния, ближайшего ко дню весеннего равноденствия. Новолуние определяли по появлению лунного серпа в небе над Иерусалимом. Вечеря прошла 14 дней спустя. Эта дата может не совпадать с датой современной еврейской Пасхи, так как сегодня евреи определяют начала месяцев по астрономическому новолунию, а не по тому, когда новый лунный серп появится над Иерусалимом. А он может появиться на 18-30 часов позднее астрономического новолуния. К тому же сегодня большинство евреев отмечает Пасху 15 нисана, а не 14, как это делал Иисус.
В любом случае, в отличии ото дня рождения, день смерти Христа точно определён, несмотря на несоответствие современного и еврейского лунного календаря I века. А сам Иисус заповедовал своим ученикам отмечать день памяти своей смерти, а не рождения или воскресения (Луки 22:19; 1 Коринфянам 11:26).
Друзья, подписывайтесь на наш канал, и вы узнаете ещё очень многое о библейских событиях и о том, какое значение они могут иметь для нас сегодня.