Найти тему
Наталья Гон

«На Луне» Егора Кончаловского: что делать с испорченной молодежью

Почему кино в этом не поможет.

«На Луне»
режиссер: Егор Кончаловский
сценарий: Милена Фадеева, Алексей Поярков
В главных ролях: Иван Архангельский, Виталий Кищенко, Александр Балуев, Сейдулла Молдаханов
Россия, 2019

Описание фильма с кинопоиск.ру: «Глеб, сын очень важного, обеспеченного и высокопоставленного господина, заслужил своими сомнительными подвигами на грани криминала репутацию сорвиголовы и беспредельщика. Однажды во время ночных гонок по улицам Москвы, уходя от преследования ГИБДД, Глеб не справился с управлением и сбил пешехода. Пока неприятности не улягутся, отец отсылает сына подальше в северные края, туда, где он любил охотиться еще в 90-е и где познакомился с отшельником, живущим в лесу. Именно у него и «прячут» Глеба. Для молодого человека начинается совершенно иная жизнь с крайне непредсказуемым, мрачным и молчаливым стариком».

По большому счету, это такой «Холоп-2», только не комедия, а остросюжетная, криминальная драма. Такой же педагогический посыл: хватит тратить время на безобразия – живи правильно.
Именно из-за намека на такой лейтмотив современного отечественного кино, кстати, и решила посмотреть: что, думаю, за социальный запрос такой образумить молодежь?
«Холопом», значит, решили с одной стороны – типа под «ха-ха-ха» – зайти, а с «На Луне» - охватить тех, кому хочется брутальной мужской точки зрения.
Прям сидят такие озабоченные тем, «кому мы оставим Россию?», в Минкульте, сочиняют программу, а под нее заказывают сценарии. Понятно, что сюда входят и военно-патриотические фильмы, но у меня сил нет их смотреть.

Я, конечно, на очень большой социальной дистанции от целевой аудитории фильма, но, в принципе, посмотрела и не проматывала, что в наше время уже неплохо.
Конечно, перебор, на мой взгляд, с глянцем (особая подача, выжигающая все живое, как это умеют в глянцевых журналах, ориентированных на «красивую картинку»), особенно в московской части сюжета. Очень противно смотрелись заигрывания с юной публикой, когда, например, показывают селфи-кривляние.
Конечно, и сюжетно и психологически история нелепая – театральщина и набор ходульных мелодраматических формул, сшитых грубыми нитками. Кино-педагогика не должна быть сказкой.

И хотя не отношусь серьезно к самой идее через кино воспитывать молодежь, но с «На Луне» смех, конечно.
Через весь фильм проходит тема «живи правильно». Так какой же рецепт могут предложить авторы этого
воспитательного кино? Получается, что правильно – это когда ты сначала сильно накуролесил (чтобы не какая-то мелочь из УК), а потом одумался, каешься и презрительно относишься к тем, кто был таким, а еще учишь их. Какая, простите, чушь! Тоже мне герои!

-2

Много чего, из-за чего можно ругать, но есть и плюсы. В чем-то «На Луне» выигрывает из-за натуры – красивой таежной природы, соответствующего антуража. Аутентичная одежда, экстрим относительно неплохо смотрятся. Есть хоть и сильно девальвированные в последнее время, но пока еще не теряющие актуальности вопросы о моральном выборе, справедливости и пр.

Однако особая, отечественная типовая черта мешает получать удовольствие.
Вот смотрю я на наших актеров. Даже в тех фильмах, как «На Луне», где играют ярко, харАктерно. Но… не веришь им.
Изображают из себя сильных, волевых, мужественных, смелых, умеющих четко и ясно выразить свою мысль и подтвердить это поступком, а я не могу избавиться, что это всего лишь наши отечественные актеры «из телика» – ну какие из них «учители жизни»?! Дело даже не в противоречивых, нереалистичных чертах характера, мыслях, напридуманных сценаристами, а в том, что актеры везде – в кино, на телеэкране, на обложках журналов, в интернете, во всех медиа, куда их пытаются просунуть, потому что «надо мелькать». Не потому популярны, что хорошо играют в кино, а снимаются в кино, потому что популярны. И вот из-за этой медийной суетливости, тиражированности они все одинаковые – лишенные недосягаемой особости,
сакральности.
Тем более обидно, что конкретный актер может быть скромен, сторониться медийности, а все равно – из
этих.

-3

Давно меня посетила мысль: вот если бы жила не в России, а где-то ну не знаю, но вдруг в какой-нибудь западной стране, как бы я относилась к их актерам и актрисам, которые бы тоже лезли из всех утюгов? Если бы везде натыкалась на их лица, интервью, новости светской хроники…

/про феномен «Холопа»/