Ну что ж, вот и пробил тот час. Я готов назвать свою версию рейтинга фильмов о Гарри Поттере. Мой пост о лучших моментах франшизы стал пока самым популярным на моем Дзен-канале, так что давайте все же поговорим о том, что я очень давно откладывал.
Хочу сразу отметить три вещи. 1) Здесь не будет двух частей «Фантастических тварей». Эти фильмы слишком отличаются по настроению и атмосфере от основной окталогии, так что мне сложно дать им какое-то место. 2) Этот рейтинг – исключительно мои впечатления и исключительно от фильмов. Я знаю, что фанатам серии сложно отделять экранизацию от книги, но мне в этом плане проще. 3) Это МОИ впечатления от фильмов, и если ваш рейтинг не похож на мой, то обязательно пишите в комментариях свою версию, мне всегда приятен отклик и диалог. Ну а пока поехали!
8) «Гарри Поттер и Орден Феникса»
Единственный фильм серии, который мне не нравится от слова «совсем». В первую и главную очередь – из-за неправильных, на мой взгляд, акцентов. Понимаете, «Поттериана» от серии к серии сгущала краски и становилась все взрослее и серьезнее. Четвертый фильм закончился очень мощным и мрачным финальным актом: с возрождением Волан-де-Морта, убийством Седрика, сюжетным поворотом с Грюмом.
И от пятого фильма ждешь развития серии: более серьезный тон, более неоднозначных персонажей, прямого противостояния с Темным лордом, который и до возрождения успел доставить немало неприятностей.
Но все идет куда-то не туда уже с самого начала. Во-первых, Гарри Поттер в реальном мире и его разборки с Дурслями – это уже не так интересно. Да, это было нужно для сюжета, но только уделили этому внимания больше, чем оно того стоило. Но это было мелочью по сравнению с появлением Долорес Амбридж.
Появление этой героини было для франшизы очень серьезным шагом назад. Амбридж – это подчеркнуто злобная глючная злюка, которой разве что не хватало какого-нибудь злобного имени вроде «Злодеина Злея». В первых, более детских и простеньких фильмах, она бы выглядела уместно. В «Ордене Феникса» Амбридж смотрелась как розовая клякса.
Вспомните, как закончилась первая часть – восстанием Волан-де-Морта на кладбище – и сравните с моментами, как Амбридж начинает запрещать в школе все подряд, вплоть до поцелуев в коридорах.
Еще одна проблема фильма – его макгаффин, та штука, вокруг которой происходит все действие. Такое впечатление, что Роулинг (подскажите, в книжках то же самое было?) не смогла придумать первые шаги Темного лорда после возрождения и в последний момент впихнула некое Пророчество, за которым бы он гонялся. Но только зачем оно ему? И какой в нем смысл? И зачем было так рьяно оберегать какие-то пару строчек, особенно с учетом того, что Дамблдор их, оказывается, и без того помнил? В общем, я не испытал какого-то чувства важности в борьбе за мутный стеклянный шарик.
Ну и как финальный аккорд – весьма скудная битва двух могущественнейших магов в стенах Министерства. Я все же ждал от Володи и Дамблдора чего-то поэпичнее. Впрочем, уже на тот момент фильм был безнадежно для меня испорчен.
Я допускаю, что он кому-то сильно нравится и даже понимаю, за что. Но так вышло, что у меня в сердце он не нашел отклика.
7) «Гарри Поттер и Принц-полукровка»
А вот с этим фильмом не все так однозначно. Когда я посмотрел его впервые, мне он совершенно не понравился. Я был так разочарован увиденным, что даже не испытывал никакого желания смотреть франшизу дальше (то есть последние две части).
Главная претензия к этому фильму – подростковые розовые сопли. Нет, я все понимаю, возраст такой, гормоны шалят, все друг в друга влюбляются и разлюбляются… Но не посвящать же этому добрую половину фильма! Такое впечатление, что после пятой части создатели начитались фанфиков по типу «Гермиона очень изменилась за лето» и решили: а дадим-ка мы зрителям то, чего они хотят сильнее всего!
Однако пересмотрев «Принца-полукровку» спустя годы, я заметил в нем множество плюсов. Мучения и страх Малфоя, страшная «сектумсемпра», история о частичках души-крестражах, путешествие Гарри и Дамблдора на таинственный остров через реку с мертвецами, ну и конечно концовка с убийством директора Хогвартса – все это смотрелось очень круто. Более того, именно смерть Дамблдора стала ключевой для всего развития финальных глав саги. В какие бы передряги ни попадали герои до этого, всегда чувствовалось, что где-то там «островок безопасности»: мудрый и хладнокровный Дамблдор, который всегда готов прийти на помощь в трудную минуту. И тут он погибает. Больше нет спокойствия и ощущения защиты. Дальше подростки сами по себе…
И вот на фоне этих хороших и плохих сторон у меня впечатление от фильма осталось очень неровным. Цельная картина у кино не вырисовывалась, а крутые и сильные сцены просто терялись на фоне любовных похождений, ровным слоем размазанных по сюжету.
6) «Гарри Поттер и Философский камень»
Ну что ж, спорные картины кончились, пошли по годноте!
Для многих фильм 2001 года стал настоящим откровением в мире кино, с головой погрузил волшебный мир, состоящий из множества знакомых по другим сказкам элементов, но при этом новый, свежий, оригинальный и с весьма нестандартным для детского кино сюжетом.
Казалось бы, все по частям мы уже где-то видели. И мальчик, который «я просто Гарри» внезапно оказывается Избранным, и новичок волшебной школы передает привет феям Винкс, и мудрый седобородый наставник… Да даже к неочевидным злодеям в детском кино мир уже успел привыкнуть благодаря «Пиксару».
Однако при этом все это было настолько грамотно склеено и так умело внедрено в сюжет, что не возникало никакого ощущения «ну, это я уже видел». Первая часть с ходу задала тон всей серии: достаточно легко для детей, но достаточно умно для взрослых, и смотреть ее было одно удовольствие.
Так почему же она в моем рейтинге стоит только на шестом месте? Ну, просто потому, что другие пять частей мне понравились больше. Вероятно, тут дело во многом в том, что «Философский камень» я смотрел уже во взрослом возрасте, а потому на меня он произвел меньше впечатления, чем более серьезные и умные части с более неоднозначными персонажами.
5) «Гарри Поттер и Дары смерти. Часть 1»
Если бы я был лет на 15-20 моложе, я бы написал: «После того, как фанаты постоянно выражали недовольство тем, что экранизации вырезают много сюжета, студия пошла им навстречу и решила экранизировать последнюю книгу почти целиком».
Но поскольку, мне уже за 30 и я давно не романтик, я напишу: «Поняв, что франшиза приносит огромные бабки, и последние части посмотрят вообще все, студия решила разбить последнюю книгу на два фильма, чтобы получить больше прибыли».
Тем не менее, части эти удались на славу. Тут уже франшиза не стала скакать назад, а продолжила сгущать краски и дошла до действительно мрачных и серьезных частей. Однако при этом не забывала и о фирменном юморе серии, определенной легкости и детскости, даже в таком мрачном сеттинге. И при этом все это смотрелось гармонично, а не криво склеенным, как в пятой части.
О второй части мы поговорим позднее, а теперь о первой. Она занимает только пятое место в рейтинге из-за пары недочетов. Во-первых, возвращение Амбридж, слава Йейтсу, что только на коротенькую сценку. Во-вторых, определенная сумбурность. При попытке рассказать как можно больше первые «Дары смерти» начинают несколько историй, но затем их просто не заканчивают. Ярчайший момент для меня – книга о неоднозначности Дамблдора. Ее несколько раз упоминают между строчек, намекая, мол, написали, что Дамблдор был не таким уж идеальным добрым дедушкой, и было у него несколько скелетов в шкафу. И даже Гарри начинает уже сомневаться в Дамблдоре… Однако это толком никуда не ведет! Да, я знаю, что в книге это был целый трагичный подсюжет с сестрой директора Хогвартса, его дружбой с Гриндевальдом… но в фильме-то это толком не раскрывается! И я не против, фильм не обязан экранизировать всю книгу. Но если нет времени об этом подробно рассказать, так не беритесь за это вообще! Третий минус – слишком быстрое решение проблемы с Роном. Вот он обиделся на всех и ушел, а вот довольно скоро вернулся и уже спасает жизнь Гарри, который почему-то решил, что нырять с ценным медальоном в ледяную прорубь – это гениальная идея. Вот если бы подольше потянули с его возвращением, эффект был бы сильнее.
Однако все эти минусы легко перекрываются плюсами. Как общим тоном, так и отдельными элементами вроде эффектной сцены перестрелки заклинаниями в кафе, смертью Добби или маленьким мультшедевром - сказкой о Дарах смерти.
4) «Гарри Поттер и Тайная комната»
В первой части франшиза нащупала прочную почву под ногами и уже со второй начала уверенное и быстрое развитие в правильном направлении. Коламбус и компания сделали все, что должен делать хороший сиквел: убрали все ненужное из первой части, увеличили все лучшее, и на выходе получилось еще волшебнее, еще загадочнее, еще страшнее, еще эмоциональней.
На этот раз под подозрение попадает не неприятный и холодный Северус, а глуповатый добряк Хагрид, а главным злодеем оказывается тот, кого вроде бы и вообще не было в сюжете. Детективная линия выстроена очень умно, грамотно, с достаточной степенью саспенса и ружей на стенах.
Ну и, конечно, финальная битва в Тайной комнате. Я уже подробно писал о ней в обзоре на лучшие моменты франшизы, так что не вижу смысла повторяться.
Да, к сожалению, в «Тайной комнате» присутствует еще и одно из самых раздражающих клише детективов, которое в свое время высмеяли в КВН: «Я точно понял, кто убийца! Пойду, прогуляюсь возле пропасти в скользких ботинках!». Причем присутствует в огромных количествах: куча героев все знает, но продолжает по-партизански молчать или не договаривать. Кульминацией этого стали слова Гермионы: «Гарри, я поняла, бегу в библиотеку!», после чего ее находят, естественно, остекленевшей.
Но, повторюсь, положительных моментов в фильме более чем достаточно. Но не для призовой тройки.
3) «Гарри Поттер и Узник Азкабана»
Ну а сейчас меня прогрессивная поттерианская общественность, наверное, сгрызет. Как я посмел поставить абсолютно лучший фильм серии только на третье место?! И да, «Узника» лучше всего оценивают и критики, и зрители. Но это мой топ, что хочу, то и верчу, што ты мне зделаеш я в другмо городе за мат извени.
На самом деле у меня по большому счету нет серьезных претензий к «Узнику Азкабана», кроме нескольких некритичных сюжетных ляпов, которых и в других фильмах полно. Просто первые два места меня зацепили посильнее. Конечно, я мог бы предъявить третьей части за маховик времени – одноразовый рояль в кустах, который нигде ни до, ни после не используется (да и в самом фильме такое чудо-устройство применяют для того, чтобы Гермиона успевала на уроки!). Но это скорее претензия всей серии, а не одному отдельно взятому фильму.
(И да, я знаю, что маховики были уничтожены во время битвы в министерстве магии, но очевидно, что этот ход был высосан в последний момент из пальца, лишь бы хоть как-то избавиться от такого читерского артефакта).
А чем же «Узник Азкабана» так хорош, что я поставил его в призовую тройку?
Да наверное всем! Все его плюсы вы и так хорошо знаете. Крутой сюжетный поворот с Сириусом Блэком и Питером Петтигрю, неожиданная развязка с оборотнем, грамотное нагнетание атмосферы, жуткие дементоры, ну и, конечно, цикличность истории с перемещением во времени.
Кстати, возможно, на меня еще фильм не произвел столь сильного впечатления еще и потому, что сюжетный поворот с тем, кто спасет Гарри от дементоров, я срисовал в ту же секунду, как нам явили способности маховика.
В любом случае, «Узник Азкабана» получился крепко сбитым и достойным войти в число лучших фэнтази-фильмов в истории. И если с этим большинство согласится, то за второе место, боюсь, меня попросту съедят. Но…
2) «Гарри Поттер и Кубок Огня»
Да, я знаю, что эту часть принято всеми считать самой неудачной. Однако когда я спрашивал фанатов, чем же им так не понравился «Кубок Огня», большинство ответов было в духе «в книге было вот это, вот это и вот это, а фильм это показал не так, не эдак и вообще не показал». То есть к самому фильму претензий было мало, большинство были как раз к переносу сюжета на экран.
И как же мне повезло, что я не читал книгу! Потому что лично я не вижу никаких серьезных поводов для придирок. Ну да, в фильме снова полно сценарных ляпов и глупости персонажей, но не в большей степени, чем в остальных частях. А вот положительных моментов было так много, что я даже думал: а не поставить ли мне его вообще первым?
Я вообще очень люблю разные соревнования в кино. Особенно когда конкурсы разнообразные, сложные и непонятные. Так что Турнир трех (точнее, четырех) волшебников мне в целом очень даже зашел (несмотря на дебилизм правил). Далее – снова неочевидный злодей, с разбросанными по сюжету подсказками, вроде того же Снегга, возмущенного, что у него украли ингредиенты для Оборотного зелья. Загадочные видения Гарри. Безумно красивая Гермиона в вечернем платье. Ну и, конечно, финальный акт, о котором я также писал в своем топе. Все минусы, все огрехи, все косяки начисто перекрываются последним получасом фильма, когда Гарри и Седрик попадают на кладбище. Жестокая и хладнокровная смерть будущего Эдварда Калена. Жуткое возрождение Волан-де-Морта в мрачных декорациях кладбища. Чувство безысходности для Гарри. Эмоциональный момент с появлением духов жертв Темного лорда. Рыдающий над телом Седрика его отец и крики Гарри «Он вернулся!» (Рэдклифф тут отыграл на высшем уровне). Сюжетный поворот с Грюмом. Нет, ребята, это как минимум второе место.
Перед первой строчкой я все же скажу пару слов по поводу двух частей «Фантастических тварей».
Первая вышла весьма проходным фильмом, без изысков и каких-то сильных неожиданностей. А главное – без чувства опасности. В первой части Гарри Поттера десятилетнего мальчика хотел убить вселившийся в тело взрослого профессора дух зловещего мертвеца, которого боялись называть по имени. В «Тварях» же Ньют Саламандер испытывает больше проблем со сбором разбежавшихся животных, чем с какими-то там врагами.
Ну а на второй части я при просмотре чуть не уснул. Она выглядела не цельным произведеним, а набором фанфиков, накопившихся за годы существования «Поттерианы». Создатели накидали в сюжет кучу сюжетных линий и каких-то наметок на будущее, толком ничего не раскрыли, просто включив режим «а поооомните?». А пооомните Нагайну? А пооомните Макгонагал? А поооомните Дамблдора?
Ребята из Кино Огонь сделали хороший ролик с правками фильма, можете посмотреть. И там топовый комментарий вот такой: «Надо было снимать фильм, а не трейлер к третьей части». Nuff said, как говорится.
1) «Гарри Поттер и Дары смерти. Часть 2»
Стоит признать, отчасти на крутизну второй части «Даров» сыграла часть первая. В седьмом фильме была подготовлена почва для того, чтобы восьмой мчался от начала до финальных титров вообще без остановок. Все медленные части сюжета, все провисания остались в первых «Дарах». Вторые же смотрятся на одном дыхании, с постоянно сменяющимися локациями и событиями, но при этом не создавая впечатление мешанины.
Главные персонажи получают пик своего развития. Странненькая Полумна играет ключевую роль в поисках крестража. Невилл произносит вдохновляющую речь перед всем Хогвартсом. Джинни из маленькой застенчивой девочки становится смелым бойцом, ее мама, полненькая и безобидная домохозяйка, в клочья разносит бешеную Беллатрису. У Рона и Гермионы случается-таки эмоциональный поцелуй. У самого Гарри пиков развития оказывается аж два: сперва когда он идет на смерть, а затем – когда уничтожает-таки Волан-де-Морта.
Ну и конечно, пик развития Северуса Снегга. Тот самый главный сюжетный поворот всей саги. Саги, подарившей нам множество скрытых злодеев и одного скрытого героя. Тот самый номер один моего рейтинга крутых моментов франшизы.
Ну а главный минус восьмого фильма – это судьба Драко Малфоя. Ошибка, перекочевавшая в кино из книги. Драко должен был закончить на стороне добра. Он должен был отказаться примкнуть к родителям и остаться с защитниками Хогвартса. Все к этому вело, но увы, не привело. Вдвойне мне обиднее было узнать, что существует вырезанная сцена, где он с криком «Поттер!» бежит сражаться на стороне добра.
Пожалуй, если что и стоило изменять при переносе на экран книг, так эту сцену. Ну да ладно, имеем, что имеем. В фильме и так достаточно было крутых сцен, включая ту самую, с Северусом. «- После стольких лет? – Всегда».
Обязательно пишите в комментариях: а какие фильмы «Поттерианы» больше всего любите/не любите вы? А еще лучше, если расскажете, почему. Мне будет очень интересно.