Чтобы еще больше усложнить ситуацию, я обнаружил, что в 2000 году антверпенский аукционный дом Bernaerts Auctioneers сделал ставку на картину под названием "Галилей в тюрьме". Она была занесена в список картин, написанных фламандским художником Генрием Грегоиром в 1837 году - в том же году, когда Ван Малдехем написал свой одноименный портрет "Галилео". К счастью, мне удалось получить фотографию картины, и хотя название картины одно и то же, произведение искусства очень отличается.
ЕВРИКА!
Чтобы добиться дальнейшего прогресса, я попытался раскрыть больше информации о Ван Малдехеме и его картинах. Две фламандские книги о жизни и творчестве фламандских и голландских художников - одна Й. Имердзеля-младшего 1842 года, а другая Кристиана Крамма 1859 года - занесли Галилея в тюрьму как одну из оригинальных картин Ван Малдегема, без всяких намеков и предположений о том, что это могла быть копия. Примечательно, что эти две книги были опубликованы еще при жизни Ван Малдегема, когда вся информация, касающаяся этой картины, была еще легкодоступна. Поэтому было трудно избежать впечатления, что его картина все-таки является оригиналом. Это ощущение еще более усилилось осознанием того, что тема конфликта Галилея с инквизицией стала довольно популярной у художников только в 19 веке. И это также полностью соответствовало мнениям, ранее высказанным экспертами Мурильо. Напомним, что один из них предположил, что художник не испанский, а другой - что картина принадлежит к 19 веку.
Все это, однако, до сих пор не объясняет того, что случилось с картиной Ван Белле после 1936 года. Я мог придумать три основные возможности: Картину мог продать сам Жюль Ван Белль. Или она могла быть унаследована родственником (и, возможно, продана позже). Или она могла быть уничтожена во время Второй мировой войны. Следуя этой линии мысли, я решил попробовать провести некоторые генеалогические исследования.
Короче говоря, с серьезными усилиями, существенной помощью и немалой удачей мне удалось найти живого правнука племянницы Ван Белль. И через него я узнал, что в 2007 году его бабушка продала коллекцию картин через аукционный дом и галерею Campo & Campo в Антверпене. Лот номер 213 в списке назывался "Галилей в тюрьме". Фотография аукционного дома показывает, что это та самая картина, которую я искал. Я заново открыл для себя картину Ван Белля!
Обычная практика в мире искусства не позволяет аукционным домам раскрывать личность покупателей, но я узнал, что картина была куплена частным коллекционером, а не дилером. На аукционе были обнаружены еще два примечательных экземпляра. Во-первых, компания Campo & Campo оценила картину как относящуюся к 19 веку. Во-вторых, при тщательном осмотре не было обнаружено ни даты, ни подписи. Это замечание было подтверждено представителем аукционного дома.
Итак, что можно сказать по поводу того, говорил ли Галилео эти знаменитые слова? Исторические свидетельства указывают на то, что история впервые появилась (или, по крайней мере, была задокументирована) только в середине 18 века после смерти Галилея. Это делает девиз гораздо более похожим на апокрифический. Тем не менее, было бы захватывающе, если бы (возможно, в результате настоящей статьи) нынешний владелец Галилея в тюрьме позволил бы ему быть тщательно изученным, чтобы определить его точный возраст.
ДОБАВЛЕНИЕ
Даже если Галилей никогда не говорил этих слов, они имеют какое-то отношение к нашим нынешним неспокойным временам, когда даже доказуемые факты подвергаются нападкам со стороны ученых-отклонников. Легендарный интеллектуальный вызов Галилея - "несмотря на то, во что вы верите, эти факты" - становится как никогда важным.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Астрофизик и автор бестселлеров Марио Ливио опирается на свой собственный научный опыт, чтобы обеспечить захватывающее понимание того, как Галилей пришел к своим смелым новым выводам о космосе и законах природы. Вольнодумец, следивший за доказательствами, куда бы он ни привел его, Галилей был одной из самых значительных фигур научной революции. Он считал, что каждый образованный человек должен знать науку и литературу, и настаивал на том, чтобы охватить как можно более широкую аудиторию.