В прошлый раз я задался рядом вопросов, в числе которых: как музыка влияет на наше настроение? Почему определенные мелодии, структуры, ноты, сочетания, гармонии вызывают соответствующие им определенные чувства? Есть ли законы, описывающие этот процесс? Можно ли их описать математически? И если да, то как скоро искусственный интеллект начнет писать музыку, неотличимую от человеческой? Или это уже происходит? Я попробую поискать ответы, выудить правду, привести примеры и порассуждать в этой серии статей. И сегодня мы дошли до антропологии.
Как антропология сформировала музыкальные паттерны
В прошлой статье я отметил, как музыка влияет на человека морально, физически и подсознательно. Я задался вопросом, почему так происходит, каковы механизмы этого влияния? И сегодня я попробую дать ответ.
В статье про новый EP Ивана Дорна я намекнул на этот механизм. В нем я говорил о племени бабинга, в котором музыка и ритм сопровождают буквально всю деятельность общины, а отказ от музицирования считается ужаснейшим преступлением. По мнению ученого-антрополога Жильбера Руже, изучавшего бабинга, музыка для человека также естественна как пища и вода: "Яснее, пожалуй, и не выразишь то, что песня и пища одинаково необходимы человеку для жизни. По этой причине многие люди (включая меня самого) с трудом могут поверить в то, что музыка — это всего лишь фоновый саундтрек к истории человеческой эволюции".
Здесь кроется ключ к понимаю того, как именно формировалась привязанность к музыке, звукам, как появилась и закрепилась реакция на определенные звуки, гармонии, ритмы и их сочетания (о ритмах, кстати, поговорим еще в одной статье). Очевидно, что определенные звуковые построения содержат универсальные смыслы, одинаково считываемые взрослыми разных возрастов и культур, детьми и даже животными. Есть предположение (и я с ним склонен согласиться), что аналог музыки был первым способом коммуникации людей. И некоторые музыкальные мотивы действительно несут в себе эмоциональные коды наших предков. Эту тему я также рассмотрю в статье о ритмах, но пока приведу пример. В одном из клубов я наблюдал такую картину: играет современная музыка, EDM, девушки танцуют так, как этого требует время и мода (без негатива), это бессознательно. В какой-то момент диджей делает очередной микс, используя русские народные мотивы, и эти самые девушки, в мини-юбках, в откровенных нарядах, также бессознательно начинают кружить в русских народных танцах, семеня ножками и держась прямо и статно, имитируя платочки в руках. Это и есть код предков, зашитый в ДНК. Стереотипы рождаются не на пустом месте, девушки неслучайно начали танцевать именно так, а черные неслучайно лучше чувствуют ритм.
Но вернемся к теме. Учитывая вышесказанное, можно с большой уверенностью утверждать, что первый язык, первые способы коммуникации, были основаны на ассоциациях с криками птиц, звуками животных, природными явлениями. Очевидно, что рычание тигра, рев медведя, грохот грома, шипение змеи — то есть низкие, отрывистые, глубокие звуки — ассоциируются с опасностью, напряжением, адреналином. В то же время журчание ручья, треск пламени и пение птицы, детский голос, смех ассоциируются с жизнью и теплом, что также оставило глубокий след ассоциативном ряду, который передается и закрепляется из поколения в поколение уже много тысяч лет. Это значит, что копируя знакомые звуки, человек мог выражать свои эмоции и делиться этой информацией с другими. Таким образом, звуки и их сочетания можно считать не только первой музыкой, но и фундаментом возникновения речи и языков.
На определенном историческом этапе музыка также помогла объединить людей в сообщества. Групповые танцы, хоровое пение, древние обряды с ритмом и бубном делали людей более альтруистичными, заставляя их почувствовать себя частью общей группы, отождествлять себя с сообществом. Это подтверждают и последние исследования в области нейробиологии. Двигаясь синхронно с другими людьми, вы, благодаря сигналам мозга, перестаете осознавать себя как нечто отдельное и становитесь частью общего, а музыка — лучший повод двигаться синхронно. Упомянутый ранее Руже писал о бабинга: "При включении в процесс происходит до некоторой степени стирание собственной личности, так что каждый из участников начинает ощущать себя одним целым с группой поющих". Отсюда также можно сделать пару интересных выводов: во-первых, именно поэтому концерты притягивают людей, вы чувствуете, что не одни, а в окружении единомышленников, концерты сплачивают. Во-вторых, концерты делают вас добрее.
Зная это, можно понять, что музыка сыграла гораздо более важную роль в истории человечества, чем кажется на первый взгляд. Хоровые песни рабов на плантациях помогали справляться с тяжелой работой. Человек больше не осознавал себя отдельной единицей, а считал себя частью огромной силы, способной справиться с трудной задачей. Тот же принцип действует, когда песни поют матросы в затяжном походе, когда поют солдаты в строю, когда марш сопровождал воинов в столкновениях и так далее. Даже дети в автобусах поют песни, когда едут на экскурсию. Песня — одно из главных спасений вожатых лагерей. И всё это время, всю историю человечество сохраняло и закрепляло паттерны, определяющие настроение и эмоциональную окраску мелодий и мотивов.
Сегодняшний мир нельзя представить без музыки. Она плотно сплелась с нашим эмоциональным миром, с нашим пониманием этого мира и других людей, она делает нас ближе друг к другу. Имея универсальный источник в виде природных звуков, музыка сегодня также универсальна, а её эмоциональный окрас понятен каждому, независимо от национальности, расы и культуры.