65 лет назад, 30 марта 1955 года, Совет министров СССР вынес решение о передаче правительству Германской Демократической Республики полотен Дрезденской картинной галереи, которую еще называют «Галереей старых мастеров».
Собрание картин старых мастеров, начало которому курфюрсты Саксонии положили еще в XVI столетии, было взято как трофей Красной армией в мае 1945 года. И, согласно всем законам и обычаям войны, запросто могло оставаться в полном распоряжении победителя. Как писала западноберлинская газета Der Tagesspiegel, основанная в американском секторе оккупации в 1945 году: «Эти вещи взяты в порядке возмещения за разрушенные русские музеи Ленинграда, Новгорода и Киева. Разумеется, русские никогда не отдадут своей добычи». Никто и никогда за всю историю Европы не совершал подобного шага, такое и в голову не могло прийти. Вернее, приходило, конечно, но только потерпевшей стороне. Скажем, греки уже почти двести лет не могут добиться от Великобритании возврата в Афинский акрополь статуй и фризов работы великих мастеров Античности, которые вывез в Англию лорд Томас Элгин еще в начале XIX века. То же самое можно сказать и о сокровищах Египта, увезенных в Европу наполеоновской армией, и о Пергамском алтаре, вывезенном в Германию. Но о Дрезденской галерее, где хранились такие шедевры, как «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, «Автопортрет с Саскией» Рембрандта, а также работы Рубенса, Веласкеса, Тициана, Дюрера, такого сказать уже не получится. Ее вернули. Причем добровольно. Примечательно, что в 1945 году полотна знаменитой галереи бойцы Красной армии буквально спасли от гибели. Шедевры нашли в тайниках залитых водой и заминированных штолен. Советские саперы, рискуя жизнью, извлекли из подземных хранилищ и «Сикстинскую Мадонну», и «Автопортрет с Саскией», и шедевр Тициана «Динарий кесаря» – работу, которую почти невозможно было спасти. Она лежала в воде, в штольне шахты, и пропиталась влагой настолько, что от деревянной основы отошли все красочные слои и даже грунт. Кстати, художник Павел Корин потом с гордостью вспоминал, что при реставрации ни разу не брался за кисть или краску: он фрагмент за фрагментом возвращал на место отслоившиеся мазки Тициана.