Большой Каменный мост стал одним из самых удивительных и значительных сооружений в России того времени.
Поскольку московские мастера не имели опыта в строительстве подобных объектов, возведение его поручили иноземному специалисту. Анце Яган Кристлер - «палатный мастер» из Страсбурга, прибыл в столицу в 1643 году и привез с собой 1 600 пудов нужных для «городового и палатного строительства» железных и медных деталей и инструментов. Всю зиму 1644–1645 годов для этой стройки активно заготавливали материалы, однако к сооружению моста так и не приступили. В том же 1645 году скончались и заказчик моста царь Михаил Федорович, и сам мастер Иван Яковлевич (как стали называть его в России) Кристлер. Новый царь — Тишайший Алексей Михайлович — строить мост «не повелел»: проект показался ему, а точнее боярам, получившим большую власть в те времена, слишком смелым и дорогим. Замысел был воплощен в жизнь лишь спустя сорок лет. Руководителем работ документы называют монаха, «мостового каменного дела мастера», старца Филарета. Строители придерживались первоначального проекта Кристлера, но внесли в него свои изменения и применили оригинальную технологию.
Москвичи в XVIII–XIX веках, когда хотели охарактеризовать необычайную дороговизну или большую цену чего-либо, говорили: «дороже Каменного моста».
Однако результат стоил затраченных денег: внушительный и оригинальный, мост не раз мелькал на гравюрах XVIII — первой половины XIX века. Кроме того, он стал настоящим средоточием общественной жизни столицы. На башнях моста были устроены галереи, куда москвичи приходили гулять, любоваться видом на Кремль. У Всехсвятских ворот находилась часовня Предтеченского монастыря, а также были поставлены мельницы. В весеннее половодье москвичи специально приходили на мост и часами смотрели на ледоход.
В XVIII веке строительство мостов продолжилось. В 1754–1756 годах был сооружен каменный мост через реку Неглинную, соединивший Петровку с Лубянкой. А для уменьшения нагрузки на Большой Каменный мост в 1768 году на месте Крымского брода возвели одноименный мост, сначала наплавной. После того как был построен Крымский, а вместе с ним и Пятницкий мост, по Большому Каменному было запрещено возить большие тяжести. В 1783 году, после весеннего половодья, которое нанесло Большому Каменному мосту значительный ущерб (от напора воды, перегрузки и плохого ухода, рухнули три арки моста с одиннадцатью мебельными лавками купца Епанешникова), было решено для уменьшения напора воды и вместе с тем для осушения болота устроить на южном берегу Москвы-реки напротив Кремля водоотводный канал. В 1876 году он был построен и оснащен мостами. В августе этого же года Большой Каменный мост вновь пострадал от стихийного бедствия. В этот раз им стало наводнение, возникшее вследствие проливных дождей. Разрушения были столь значительными, что мост в 1792 году пришлось перестроить.
Начался новый век. В московском мостостроении наступает новая эпоха. Началом «железного века» можно считать постройку нового Большого Каменного моста. Старое строение главного моста столицы, пусть и неоднократно реконструируемое, городское начальство признало не соответствующим современным требованиям, и, наконец, в 1850-е годы было решено его сломать и построить новый мост.
Новый мост был открыт для проезда в 1859 году. Хотя он был построен из металла, название за ним осталось прежнее — Большой Каменный.
1938 год, Москва. Современный Большой Каменный мост был построен ниже по течению реки, ближе к Боровицкой площади, поскольку узкая Ленивка затрудняла подъезд к нему. На этом месте история перестроек, обновлений и переносов моста заканчивается.
Сейчас Большой Каменный мост является объектом культурного наследия и по праву считается визитной карточкой столицы. На мосту находятся смотровые площадки, с которых открываются виды на многие достопримечательности Москвы: на Кремль, храм Христа Спасителя, на Боровицкую площадь, памятник Князю Владимиру.
С момента строительства моста прошло уже 82 года!
За все это время Большой Каменный мост ни разу не был капитально отремонтирован. В настоящее время техническое состояние моста неудовлетворительное. Обнаружены многочисленные дефекты основных конструкций: просадки, трещины, нарушение гидроизоляции, коррозионное разрушение, интенсивное разрушение опор, разрушение деформационных швов, повреждение гранитной облицовки трещинами.
По результатам неразрушающего контроля (НК - контроль надёжности основных рабочих свойств и параметров объекта) фактическая прочность бетона для всех железобетонных элементов моста не соответствуют современным требования. Поэтому было принято решение начать капитальный ремонт Большого Каменного моста. Проводить ремонт будет ГБУ “Гормост”. В соответствии с проектом, мост будет отремонтирован менее чем за два года.
За это время рабочие проведут реставрацию гранитной облицовки и ограждений, отремонтируют бетонные поверхности, заменят металлоконструкции и воссоздадут исторические витражи. На время проведения работ движение по мосту будет частично ограничено. Пока ремонт будет проводиться на одной половине моста, вторая будет доступна для проезда автотранспорта по двум полосам в каждом направлении.
После реконструкции объекта культурного наследия повысится безопасность, продлится срок эксплуатации. Мост будет также частично отреставрирован, сбросит с себя паутину времени, посвежеет, но не поменяет свой исторический облик.