Потребление упало до рекордных минимумов, но кондитерские супермаркеты в соседней стране процветают, поскольку продажи снова растут
В торговом центре к северу от Шарлоттенберга на юго-западе Швеции, всего в четырех милях от Норвегии и менее чем в 90 минутах езды от Осло, находится кондитерский супермаркет.
На площади в 3500 квадратных метров – половина футбольного поля-выстроились ряды сладких лакомств, всего более 4000 продуктов, от кислой клубники, лакричных кружев и фруктовых Гамбол до красных ракет, батончиков Lion, M&Ms, Milky Ways и Oreo.
Один из примерно 30 подобных магазинов кондитерских изделий и безалкогольных напитков, расположенных вдоль шведской границы с юга на Крайний Север, это, по словам Маттса Идбратта, операционного менеджера компании Gottebiten, которая управляет половиной из них, “самый большой кондитерский магазин в мире.
“Это безумие", - сказал Эйрик Бергланд, 39-летний лаборант из пригорода Осло, Бьерке. С тремя детьми в возрасте до 12 лет он совершил в этом году три трансграничные поездки за покупками – хотя и не только за сладостями, подчеркнул он.
“Многие продукты в Швеции дешевле, чем в Норвегии”, - сказал Бергланд. - Алкоголь, табак, много чего еще. Трансграничные покупки случались на протяжении десятилетий. Но конфеты и безалкогольные напитки стоят намного дешевле. В целом, намного дешевле.”
В январе прошлого года налог на шоколад и кондитерские изделия был повышен на 83% до 36,92 кроны (3,12 фунта стерлингов) за килограмм, в то время как сладкие напитки, включая “диетические” напитки, содержащие искусственные подсластители, облагаются налогом примерно в 43 пенса за литр.
Они могут быть недовольны, но эксперты говорят, что непомерная стоимость сладостей и газированных напитков в Норвегии может быть частью причины, по которой потребление сахара в скандинавской стране упало до исторического минимума в 24 кг на человека в год – по сравнению с 43 кг в 2000 году и на 27% в прошлом десятилетии.
В Британии, между тем, Public Health England говорит, что потребление сахара выросло на 2,6% в период с 2015 по 2018 год, и это увеличение было связано с тем, что люди едят больше очень сладких продуктов, которых все больше и больше в магазинах. Примерно каждый шестой ребенок и молодые люди страдают ожирением в Норвегии, по сравнению с каждым третьим в Великобритании.
Линда Гранлунд, директор отдела общественного здравоохранения норвежского управления здравоохранения в Осло, сказала, что налог на сахар в стране, впервые введенный в 1922 году для увеличения доходов государства, а не для улучшения здоровья нации, был одним из многих факторов, вызвавших это падение.
“В течение нескольких лет мы также имели очень успешное добровольное партнерство как с норвежскими, так и с некоторыми международными производителями продуктов питания и напитков, 98 из которых сейчас подписали письмо о намерениях улучшить рацион питания населения Норвегии, включая обязательство по снижению сахара”, - сказал Гранлунд газете Guardian.
“Это помогло нам сократить сахар в добавленных сахарных безалкогольных напитках на 30%, например. Мы также интенсивно работали над рекомендациями по питанию в школах и дошкольных учреждениях, как для того, чтобы убедиться, что дети едят здоровую пищу, так и для образовательных программ.”
Наконец, по словам Гранлунда, норвежские власти “постоянно, в течение многих лет и по многим каналам, сообщали о необходимости здорового питания. В результате 80% норвежцев теперь говорят, что они хотят избежать употребления слишком большого количества сахара.”
Норвегия считается лидером в регулировании рекламы, и в 2013 году производители и поставщики продуктов питания согласились добровольно запретить продажу нездоровых продуктов питания и напитков детям младше 13 лет.
Резкий рост налога на сахар на кондитерские изделия и подслащенные напитки вполне мог способствовать этому в прошлом году, сказал Гранлунд.
Не все потребители это одобряют. 47 – летняя Силье Кристиансен, школьный секретарь из Сандвики к западу от Осло, согласилась с тем, что рост был “огромным”, но сказала, что здоровое питание – особенно для детей-имеет большее значение. - Мы знаем, что Шугар-убийца, - сказала она. - Все, что помогает нам сокращать добычу, хорошо.”
Тем не менее, управление здравоохранения с гордостью сообщило на этой неделе, что потребление кондитерских изделий в Норвегии, которое утроилось с 5 кг на человека в год в 1960 году до 15 кг в 2008 году, упало до чуть более 12 кг в прошлом году, в то время как продажи сладких безалкогольных напитков снизились с 93 литров на человека в конце 1990-х годов до 47 литров.
Однако не только норвежские потребители недовольны постоянно растущей стоимостью потакания своим сладкоежкам. Производители кондитерских изделий тоже возмущаются, утверждая, что они уже внесли свою лепту, существенно сократив содержание сахара, а более высокая налоговая ставка представляет собой двойное наказание.
Один крупный производитель, Hval, сказал, что в этом году повышение налога на сахар вызвало 27% - ный спад продаж и вынудило его уволить треть персонала на одной фабрике. "Политики должны понимать, что они зашли слишком далеко”, - сказал директор завода рун Форсберг.
Пищевое и питьевое отделение Конфедерации норвежских предприятий, NHO, лоббирует полную отмену налога на сахар, утверждая, что он устарел, вреден для норвежской промышленности, является благом для шведских предприятий через границу и – при резком снижении содержания сахара и потребления – больше не нужен.
Но вместо этого директорат здравоохранения продвигает то, что, по его мнению, было бы более эффективным сбором, взимаемым с здорового – или иного – продукта питания или напитка, а не только с его содержанием сахара, которое, как утверждают эксперты, несправедливо относится к некоторым относительно здоровым продуктам и допускает другие нездоровые продукты через сеть.