У вас в руках текст сцены или песни. Вам нужно разобраться, чего хочет герой, и что вы хотите донести до зрителя.
Анализируя текст, вступайте с ним в диалог, задавайте наводящие вопросы. Существуют целые опросники и анкеты для работы с текстом, как-нибудь об этом будет отдельная статья.
Определите сверхзадачу и задачи вашего героя, затем поделите текст на части и мысли. Подберите к ним действенные слова, которыми можно описать, как ваш персонаж добивается того, к чему стремится, а если ему что-то мешает, как он это преодолевает.
Пример неправильной формулировки действия:
Он думает, что … / Он представляет, как … / Она вспоминает, как… / Он мечтает о… / Он чувствует, как… / Он сообщает ей, что… / Она рассказывает… / Она переживает….
Обычно затем следует многословное описание чувств героя или пересказ того, что он говорит. Эти формулировки ведут к описательному психологизму, в котором вы просто утонете. У вас будет слишком много вариантов того, что можно играть, и в итоге вы не сыграете ничего. Всегда ставьте перед собой одно действие, пробуйте его, затем ставьте другое, пробуйте и продолжайте, пока не найдете нужное.
Кстати, я намеренно сделала ошибку — сформулировала «действия» от третьего лица. Старайтесь при анализе персонажа сразу примерять его на себя и говорите Я ДЕЙСТВУЮ, а не ОНА или МОЯ ГЕРОИНЯ.
Действия выражаются глаголами и в большинстве случаев определяются одним словом. Подбирая действия, избегайте общих слов вроде Я РАССКАЗЫВАЮ. Они не дают информации о том, чего хочет ваш персонаж, какую стратегию собирается использовать, чтобы добиться своей цели, и как это выразить, чтобы было понятно зрителю.
Еще одна общая формулировка — Я ЗАДАЮ ВОПРОС. Сразу хочется спросить: как? Может, Я ПОДКАЛЫВАЮ, Я ВЫВЕДЫВАЮ, Я НАДОЕДАЮ, Я ИССЛЕДУЮ? Подбирайте синонимы.
Заметьте, эти слова сразу обращены к партнеру, а не в воздух. Действие — это то, что вы хотите получить от партнера, либо то, как вы реагируете на его действие, направленное на вас.
Правильно подобранное действенное слово ответит вам на вопросы «как мне это сказать», «как двигаться», «какая сейчас атмосфера». Вам будет проще выразить то, что чувствует ваш герой.
Приведу фрагмент из «Чайки» А.П. Чехова, который очень подробно разбирает на действия в своей книге Ник Мозли.
Определив действия, вы начнёте искать их речевое и физическое воплощение, обогащать описаниями. Но сначала поймите, что стоит за текстом.