Найти тему
Вокруг Да около

На "собаках" из Санкт-Петербурга в Москву до эпохи Сапсанов и Ласточек

В юности я несколько раз опробовал один интересный, долгий, но бесплатный способ добраться из Санкт-Петербурга до Москвы. Было это в основном в 2009 и 2010 годах, а позже еще пару раз, но в основном вспомню, как это было именно на рубеже десятилетий.

Вся это история была еще тогда, когда между двумя столицами только начинали ходить Сапсаны и стоили очень дорого. А билет на поезд в сидячий вагон до Москвы можно было купить за 400-500 рублей.

Я тогда развлекался тем, что ездил на футбол в другой город и первый раз в 2009 году поехал с друзьями и еще большим количеством людей в Москву.

Для тех кто не знает, "собаки" - это название электричек в некоторых кругах. Вариантов, почему так называют, много, можете почитать о них на просторах интернета.

В ту пору существовали так называемые "волны" - то есть очень удобное расписание электричек. Маршрут был таков: Санкт-Петербург - Малая Вишера - Окуловка - Бологое - Тверь - Москва. Тогда еще было очень удобно ехать, потому что было несколько "волн".

  • утренняя ( с выездом из Петербурга в 7:13 утра и приездом в Москву около 21-22 часов)
  • дневная (с выездом в 13:25 часов, ночевкой в Бологое и приездом в Москву около 9-10 утра)
  • вечерняя (с выездом на последней электричке с ночевкой в Малой Вишере или Окуловке и приездом в Москву около 15-17 часов)

К сожалению, точного расписания всех электричек не смог найти, но опять же, где-то на просторах интернета оно точно есть.

Стоянка электрички в Алешинке
Стоянка электрички в Алешинке

Вкратце расскажу про путь и отвечу на часто задаваемые вопросы в таком случае.

Первая электричка, так как идет из Петербурга, самая заполняемая. Чаще всего приходится ехать с бабушками практически все три часа. Сразу отвечу на вопрос о контролерах: им мы отвечали, что едем на футбол и в 90% случаях нас оставляли в покое или пересаживали в первый или последний вагон. Пару раз приходилось побегать, когда нас было мало людей. Это не так внушает доверие, как толпа из 50-100 человек. А бывало и такое.

Вокзал в Малой Вишере небольшой, там ничего особо нет, а в городке на тот момент было несколько Пятерочек, мы находили даже футбольное поле, а так особо делать так нечего.

Вокзал в Малой Вишере. 2009 год.
Вокзал в Малой Вишере. 2009 год.

Электричка Малая Вишера - Окуловка не очень популярная, шла тогда с меньшим количеством вагонов и ходила всего 2-3 раза в день. Людей там было немного, контролеры в основном были понимающими и лишь просили сильно не шуметь.

Вокзал в Окуловке побольше, но на тот момент был совсем не благоустроен, в отличие от того же 2017 года, когда я там был. Но и там можно было ночевать, если ехать вечером из Петербурга.

Вокзал в Окуловке. 2010 год
Вокзал в Окуловке. 2010 год

Электричка Окуловка - Бологое иногда являлась продолжением электрички из Малой Вишеры и просто шла дальше, особенно днем. В ней тоже было все спокойно, только народу чуть прибавлялось, так как было больше относительно крупных станций (Угловка, Березайка, Алешинка).

Но лучшее место для ночевки, если не успевали доехать до Москвы за день - это Бологое. Крупная пересадочная станция, столовая в ней, большой зал ожидания, магазины и озеро недалеко. Один раз мы даже попали на день города там.

Первые электрички из Бологое в Тверь уходили очень рано, в 3-4 часа утра. Обычно там мы все спали, контролеров либо не было, либо они все понимали. Если ехали ближе к вечеру, то народу все равно было не так много, хотя волнами заходили, особенно в Спирово, Вышнем Волочке и Лихославле.

Схема станций сразу на двух участках. 2010 год
Схема станций сразу на двух участках. 2010 год

Чаще всего мне доводилось ночевать в Твери. Там большой вокзал, с теплым залом ожидания, кафешками и круглосуточной Каруселью рядом. Гуляли мы и по ночной Твери, но осторожно.

Строящийся храм около вокзала в Твери. 2015 год
Строящийся храм около вокзала в Твери. 2015 год

Электричка Тверь - Москва встречала нас по-разному. Мы встречали там рассвет и тихо спали примерно до Клина или Подсолнечной. Потом начинал заходить народ, приходили и контролеры. Чаще всего отправляли в первый или последний вагон. Да и обычных людей тогда очень много бегало от контролеров. Днем было ехать сложнее, мы могли даже стоять первое время от Твери, особенно если это было, например, воскресенье. Но мы всегда доезжали до Химок или Москвы, в зависимости от нужной точки.

Надеюсь, по поводу контролеров я ответил.

Теперь скажу, что местные почти не приставали к нам, даже если нас ехало мало людей или как один раз я ехал один до Бологое из Москвы. На вокзалов местных тоже было не так много, а вот за его пределы лучше было осторожно выходить. Это, конечно, не поселки далеко за пределами двух столиц, но приключений знакомые находили.

В плане трат все зависит только от вас. Можно и вообще без денег доехать, имея в кармане пару сотен рублей на булочки и воду. Ну это если ехать адекватно. Если ни в чем себе не отказывать, то можно и пару тысяч потратить. А ехать именно для компании, обстановки и приключений. А еще можно в электричках пообщаться с большим количеством разных людей. Они тебе могу рассказать о жизни в деревнях, да и вообще о чем угодно.

Зеленый заборчик - это один из символов таких поездок, он тянется или тянулся на всем пути от Санкт-Петербурга до Москвы.

Вот он - зеленый забор за окном
Вот он - зеленый забор за окном

Это были мои первые поездки не на поезде, когда я видел деревни, суровую российскую жизнь вне столиц. Это мне тоже очень запомнилось.

2010 год, тогда уже ходили первые Сапсаны
2010 год, тогда уже ходили первые Сапсаны

Сейчас возможно доехать до Москвы на электричках, но по времени получится не так удобно. Например, из Малой Вишеры в Окуловку, как видно на скрине, сейчас едут только две электрички и еще две ласточки, одна из которых до Москвы. То есть смысл теряется, как и вся романтика таких поездок.

-9

А их Окуловки в Бологое вообще нет электричек.

-10

При этом Бологое себе не изменяет, там есть та самая ранняя электричка.

-11

Остальные отрезки нет смысла показывать, так как это электрички от/до крупного города.

Сейчас уже нет возможности так поехать, поэтому остается вспоминать те старые зеленые электрички с деревянными сиденьями и веселые поездки в Москву и обратно.

Расскажите и вы, ездили как-нибудь таким маршрутом? В любом направлении. Что можете вспомнить?