Эпоха
Эпоха Просвещения — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм (метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум) и свободомыслие ( течение общественной мысли, отвергающее религиозные запреты на рациональное осмысление догматов веры и отстаивающее свободу разума в поисках истины).
Начавшись в Англии под влиянием научной революции XVII века, это движение распространилось на Францию, Германию, Россию и охватило другие страны Европы.
В Германии складывается школа классической немецкой идеалистической философии (Кант, Фихте).
В Италии Джамбаттиста Вико осуществляет диалектизацию философии нового времени.
В Англии философия Беркли дает теоретическое обоснование религиозному мировоззрению, а скептицизм Юма играет роль теоретического обоснования утилитарного и рассудочного мировоззрения буржуазии.
Но самый многочисленный, блещущий яркими талантами отряд просветителей сформировался во Франции: именно отсюда, неся на себе печать французского гения, идеи Просвещения распространились по всей Европе.
Эпоха Просвещения подарила всему миру не только талантливых философов, которые изменили умы человечества, но и ярких представителей французской литературы и драматургии, живописи, одним из которых стал Клод Моне. В наступившем кризисе второй трети XIX века созревают те изменения, которые породили одно из самых значимых направлений в истории живописи – импрессионизм. Его отцом-основателем является – Оскар Клод Моне.
Клод Моне - французский художник, известный своим значительным вкладом в движение импрессионистов. Родился в Париже 14 ноября 1840 года. Детство провел в городе Гавре (Нормандия), куда переехала его семья, когда ему было пять лет. Со временем Моне развивал свою страсть, начиная с карикатуры, а затем, рисованием, которое он изучал в Париже в 1859 году в Швейцарской академии. Военная служба Моне в Алжире в 1861 году прервала его учебу, но он, продолжал экспериментировать с различными художественными формами. Вынужденный вернуться в Париж в 1862 году после болезни, Моне познакомился со швейцарским художником Шарлем Глэйром, а также работал с Альфредом Сислей, Огюстом Ренуаром и Фредерик Басиль, которые становятся его близкими друзьями. Моне был в тяжелом финансовом положении, стал настолько подавленным ситуацией, что в 1868 году попытался покончить жизнь самоубийством, пытаясь утопиться в реке Сена. К счастью, Луи-Иоахим Гуадиберт стал покровителем работ Моне, что позволило художнику продолжить свою работу и заботиться о своей семье.
Как Клод Моне стал известен?
Известность Клоду Моне принесла одна из узнаваемых работ автора 1860-х годов - «Женщина в зеленом платье» (1866, Кунстейл, Бремен, Германия), на которой изображена Камилла Донсье. Художник работает в реалистичной манере, использует темный фон, на котором выделяются ярко освещенное лицо и рука молодой женщины. Такой резкий контраст затененных и освещенных участков напоминает кьяроскуро Караваджо (манеру письма «кьярускуро»— резкое противопоставление света и тени, а также «тенеброcсо»). Лирическое и в то же время интимное изображение не предназначено для общего просмотра: художник разворачивает Камиллу спиной почти к зрителю, она не ищет эффектных поз, оставляя возможность осмотреть подол своего длинного платья и меха, пальто бросили поверх него. Эта работа была положительно воспринята критиками и принесла известность молодому Моне. Чуть позже героиня картины вышла замуж за художника и стала появляться на его полотнах с завидной последовательностью.
Ключевой точкой известности Клода Моне стала картина «Впечатление. Восход солнца», представленная на выставке Салона отверженных 15 апреля 1874 года, ставшая манифестом импрессионистов и подарившая название направлению – импрессионизм. Как и многие картины этой выставки, она вызвала всевозможные отрицательные отзывы критиков. В ней не видели целостности и гармоничности форм, среди недостатков называли отсутствие глубины и описательных деталей. Ироничный комментарий критика Луи Леруа в журнале «Ле Шаривари» гласил: «Выставка импрессионистов». Таким образом, было положено начало этому движению. Моне среди них был ключевым звеном.
В июне 1880 года Моне выставил восемнадцать картин на своей первой персональной выставке в галерее La Vie Moderne, еженедельном издании Жоржа Шарпантье, издателя романов Эмиля Золя и важного раннего покровителя импрессионистов. Она приносит художнику долгожданный успех в прессе. Моне был описан Золе как «ведущий импрессионист», и многие картины были проданы почти сразу. Моне начинал добиваться скромного успеха и признания, люди больше не были так жестоки к его работе. Картинами Моне начали интересоваться, а затем их цены начали расти и вскоре ему удастся погасить свои долги. Продажа картин с этой выставки позволяет Моне поправить свое материальное положение.
Он добился в конце концов того, что мог делать все, что хотел, не думая о продаже своих картин. Начиная с его персональной выставки у Жоржа Пти в 1880 году круг его меценатов расширился. Его доход от Дюран-Рюэля в 1881 году составлял 20 тысяч франков; кроме этого он получал прибыль от продажи своих работ в частном порядке и через других дельцов.
Самые известные картины Клода Моне:
Французский художник Клод Моне очень любил писать пруд с водяными лилиями, расположенный в его собственном саду в Живерни. Он писал этот пруд в разное время, под разными углами и при любом освещении. Моне нарисовал холст широкими и грубыми мазками, которые создают эффект движения - как будто мы видим реальный пейзаж с прудом, где легкий ветер качает зелень и морщит идеально гладкую водную поверхность. В 2008 году была продана на Christie’s за $80 451 178.
Картина Клода Моне, написанная с натуры в старом аванпорте Гавра и давшая название художественному направлению «импрессионизм». Полотно впервые экспонировалось на выставке 1874 года в бывшей мастерской фотографа Надара. В картине «Впечатление» художник изобразил и солнце, и небо одинаково унылым, что дарит зрителю ощущение сырости и утренних сумерек. Но на удивление Моне написал это яркими красками, совсем не ослабляя их насыщенности, что не могло удивить и заинтересовать зрителя. Следует отметить, что отражения солнца в воде и самого светила изображены одним цветом.
Одна из самых узнаваемых работ Клода Моне. Картина относится к зрелому периоду творчества живописца. Сюжет был взят художником с обычной картины парижской улицы, полной людей и повозок, запряженных лошадьми. «Вид сверху» был выбран художником, чтобы точно передать характерный вид оживленной улицы. Посмотрев на холст с некоторого расстояния, фигуры на картине оживают, и у зрителя возникает ощущение лихорадочной суеты оживленной улицы. Эта работа вызвала наибольшее количество насмешек критиков и недопонимания публики, но в то же время стала стандартом передачи мгновенных моментов. Работы были написаны в двух версиях. Одна из холстов, на которой изображен хмурый день, хранится в Канзас-сити-художественном музее, другая, в отличие от тени, освещена солнцем, в Музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве.
Ослепительная, если говорить о манере, и вызывающая, если говорить о размерах и композиции, эта картина Клода Моне является одной из наиболее поразительных в серии из 60 холстов, изображающих пруд с кувшинками, которые Моне написал в период между 1914 и 1917 годами. Впечатляющее двухметровое квадратное полотно написано более смело и свободно, чем ранние варианты, относящиеся к 1903- 1908 годам.
Серия из 12 полотен французского живописца Клода Моне, посвященных парижскому вокзалу Сен-Лазарн с разных точек зрения, представляющих разные места станции. Это ведущее здание индустриализации- одна из эмблем процветающего индустриального общества, архитектуры из стекла и металла. Станция Сен-Лазар - явная работа современности. Действительно, он современен прежде всего своим предметом, станцией, которая воплощает технический прогресс в девятнадцатом веке и используемую графическую технику, которая согласуется с импрессионистским движением, к которому принадлежит Моне. Он является представителем своего времени, города Парижа в разгар промышленной революции с новизной, которую он порождает в искусстве. В этом железнодорожная станция Сен-Лазар воплощает современность. Эти произведения олицетворяют период, когда Моне вдохновлялся не природой и сельскими пейзажами, а современной жизнью.
Средневековый порт в устье Сены, ставший крупным индустриальным центром в XIX веке, - ещё одна точка притяжения художников. В Гавре провел свое детство и юность Клод Моне: именно здесь 14-летний юноша стал знаменит своими карикатурами, а вскоре здесь же познакомился и с техникой пленэрной живописи. В старом аван порту Гавра была создана и самая знаменитая картина Моне — «Впечатление. Восход солнца», давшая название всему художественному направлению — Импрессионизм.
В 1875 году Моне написал первую картину “Дама с зонтиком”, для которой позировала его первая жена. Затем, в продолжение сюжета, через долгие и нерешительные 10 лет, он всё же решился и дополнил цикл двумя новыми произведениями. Моне посредством красок смог передать образ, настроение и даже состояние души изображённой героини. Синяя палитра размыта поверх белой, получается как бы сплетение цвета, которое может и зачастую происходит в реальной жизни. Ощущение движения просматривается во всех основных действующих лицах: дама, облака, зонтик, пусть он относится к неживой природе, но всё же неимоверно колоритно вписывается в образ. Лицо дамы туманно и загадочно, что и хотел передать мастер. Не всё так спокойно и гладко у неё на душе, как это кажется в первого взгляда на сюжет. Стоит задуматься над образом, манерой написания и общим фоном произведения, как на ум приходят совершенно противоположные факты. Этого и требовалось доказать, мастер добился того, чего хотел. Энергичными мазками художник добавляет жизни и движения всему сюжету и написанному образу дамы с зонтиком.
Новаторство картины уже начинается с композиции – расположение фигур спиной и в пол-оборота, обрезанные края пышных платьев, всё это было невозможным для академической живописи. Зрителю представлены четыре женщины, гуляющие по саду, при этом все они написаны с одной натурщицы – жены Камиллы. Из-за того что живописец не даёт нам хорошо рассмотреть ни одного лица – дамы то прикрывают лицо цветами, то прячутся за тень зонтика, то демонстрируют лишь свой профиль, - зритель видит четырёх разных героинь. Художник как бы подчёркивает, что его не интересуют отдельные личности, поэтому ему достаточно и одной натурщицы. Своей целью он видит описание взаимоотношений человека с окружающим его миром. Также необычным является представление жанра, так как обычная бытовая сценка превращается волею волшебной кисти Моне в пейзаж – женские фигуры становятся неотъемлемой частью природы, его продолжением, «растворяясь» в окружающей зелени сада.
Cерия из 41 картины Клода Моне, написанных между 1900 и 1904 гг. Они изображают старый Мост Ватерлоо в Лондоне в разное время суток и в разную погоду. Этот мост был сильно поврежден немецкими бомбардировками во время Второй мировой войны, снесен и на его месте возведен новый мост, сохранивший прежнее имя. Цикл картин входит в серию лондонских пейзажей (общим числом около ста), известную также как «Серия Лондонских туманов», в эту серию также входят циклы картин «Парламент» и "“Камила в японском кимано”, 1876.Мост Чаринг- Кросс”.
Картина является примером влияния на живопись Моне (как и европейского искусства в целом) восточного искусства. Ярко-красное кимоно Камиллы выделяется на сером фоне стены, украшенной веерами. Полотно чрезвычайно декоративно; традиционное японское одеяние полностью скрывает очертания тела женщины, композиция лишена глубины и приближается к плоскостности. Художник избегает четких контуров предметов: и фигура жены, и веера на стене за спиной героини, японец, изображенный на ткани кимоно, написаны скорее цветом, нежели линией, за счет чего кажутся принадлежащими одной плоскости. В композиционном плане интересен рисунок кимоно: поворот тела японца уравновешивает позу Камиллы.
Моне был очарован испаряющимся туманом Лондона. Он посещал английскую столицу три раза в период с 1899 по 1901 год, рисуя вид на Темзу. Как и в своей ранней серии стогов сена и соборов, Моне использовал много холстов, чтобы запечатлеть изменяющиеся эффекты света и климата. Со своего балкона отеля «Савой» он растворил детали Парламента и железнодорожного моста Чаринг-Кросс в подвижных завесах голубого, розового и фиолетового цвета. Подчеркивая богатую поверхность холста, Моне тянул свою кисть в изящных, почти игривых локонах через мерцающую британскую дымку.
“Без тумана Лондон не был бы красивым городом. Это туман, который дает ему великолепную широту”. Клод Моне, около 1918 г.
На первый взгляд картина кажется очень простой, на ней изображены плетень, сидящая на калитке сорока, фруктовые деревья, дом сбоку и снег. Видно, что на полотно наносились широкие и быстрые мазки. Но эта зрительная простота буквально очаровывает зрителя, заставляет вглядываться в изображение. Белый цвет, которым пользуется Моне, особенный, не имеющий аналогов в живописи. На фоне снежного пейзажа Моне играет со светом и тенью, создавая особую чувственную атмосферу холодного дня. Изображение будто полупрозрачное. Едва уловимый переход от света к тени завораживает. Моне использует для написания картины лишь неяркие, но при этом блестящие оттенки. Эту картину принято считать своего рода аналогом стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро».
Последние годы
В конечном счете, Моне предпочел остаться наедине с природой, создавая свои картины, а не участвуя в теоретических или критических битвах на художественной и культурной арене Парижа. Принимая во внимание, что он путешествовал в течение 1880-х и 1890-х годов в такие места, как Лондон, Венеция, Норвегия и вокруг Франции - в 1908 году он поселился на остаток своей жизни в Живерни. В 1911 году умерла его вторая жена Алиса, после чего умер его сын Жан. Разбитый этими смертями, клеветой Первой мировой войны и даже катарактой, формирующей один из его глаз, Моне по существу прекратил рисовать. В то время французский государственный деятель Жорж Клемансо, который также оказался другом Моне, попросил Моне создать произведение искусства, которое вывело бы страну из мрака Великой войны. Сначала Моне сказал, что он слишком стар и не справился с задачей, но в конце концов Клемансо поднял его из своего траура, побудив его создать великолепное произведение искусства - то, что Моне назвал «великим украшением». Моне задумал непрерывную последовательность водных пейзажей, расположенных в овальном салоне, как мир внутри мира. Для этой цели была построена новая студия со стеклянной стеной, обращенной к саду, и, несмотря на наличие катаракты (одну из которых он удалил хирургическим путем), художник продолжал рисовать, и, восстановив зрение, он начал видеть ультрафиолет синего или фиолетового цвета, поэтому его картины обрели новые краски. Моне удалось переместить портативный мольберт в разные места в студии, чтобы запечатлеть как меняется свет и перспектива его водяных лилий.
Серия картин Моне ”Кувшинки” была описана как “Сикстинская капелла импрессионизма”. Она состоит из 250 картин маслом, которые были написаны в течении последних тридцати лет его жизни. Техника Моне была уникальной: сочетание экспрессивных мазков, отсутствие глубины и описательных деталей, манера писать на открытом воздухе, присутствовать здесь и сейчас, завершая картины на месте – все это вместе порождало удивительные и чарующие образы.
Что привнес в мировое искусство?
Один из виднейших представителей французского (а следовательно и мирового) импрессионизма, сооснователь и теоретик данного направления, до конца жизни сохранивший ему верность. Живописная манера Моне, ставшая впоследствии классической для импрессионизма, характеризовалась письмом раздельными мазками чистого цвета, позволяющим создавать богатые световые эффекты и передавать особенности свето-воздушной среды. Его техника напоминает раздвоенный экспрессивный мазок, автономный по своей природе, отвлеченный от фактуры и формы предмета.
Термин «импрессионизм» появился благодаря картине Моне «Впечатление. Восходящее солнце», которая была выставлена на первой крупной выставке импрессионистов, в мастерской фотографа Надара весной 1874 года, и получившей название «Выставка мятежников».
Чрезвычайно длинная жизнь Моне и большой художественный выход соответствуют огромной его современной популярности. Импрессионизм, для которого он является опорой, продолжает оставаться одним из самых популярных художественных движений, о чем свидетельствует его массовое потребление в форме календарей, открыток и плакатов. Конечно, картины Моне устанавливают самые высокие цены на аукционах, а некоторые считаются бесценными, работы Моне есть в каждом крупном музее мира.
Моне умер 5 декабря 1926 года в своем доме в Живерни.
Моне однажды написал: «Моя единственная заслуга заключается в том, что я рисовал прямо перед природой, стремясь передать мои впечатления о самых мимолетных эффектах».
Большинство искусствоведов считают, что Моне достиг гораздо большего: он помог изменить мир живописи, стряхнув с себя условности прошлого. Растворив формы в своих работах, Моне открыл двери для дальнейшей абстракции в искусстве.
Кого вдохновил?
Его влияние на других художников было обширным, от его ближайших современников, таких как Винсент Ван Гог, до художников нового поколения, таких как Эмиль Бернар , Пьер Боннар , Анри Матисс и Морис де Вламинк. В период с 1886 по 1914 год в Живерни собралась преимущественно американская колония художников, которая считала его образцом современной французской живописи. Они переняли его свежую палитру, сюжет и стихийный стиль и в конечном итоге внедрили эти элементы в американское искусство.
Главный ренессанс работы Клода Моне произошел в Нью-Йорке абстрактными экспрессионистами. Такие художники, как Марк Ротко и Джексон Поллок , и такие критики, как Клемент Гринберг, многому научились на больших полотнах Моне и на полуабстрактных композициях. Художники поп-арта также ссылались на стога сена Моне в таких вещах, как повторяющиеся портреты Энди Уорхола. Точно так же многие минималисты использовали ту же технику в их последовательном отображении объектов. Фактически, импрессионизм и Моне в настоящее время считаются основой для всего современного и современного искусства, являются наиболее существенными для почти любого исторического исследования.
Клод Моне родился 173 года назад, его картины на гребне популярности и сегодня, а особо ярые и талантливые поклонники импрессионизма посвящают ему свои творения. Примером тому инсталляция «Маковое поле» Клода Кормье, вдохновленная полотнами Клода Моне.
В честь Моне назван кратер на Меркурии.
Английская писательница Ева Файджес в своем романе «Свет» описывает один день из жизни Клода Моне — от рассвета до заката.
Ресторан, фигурирующий в сериале «Кухня», носит название «Claude Monet» (Клод Моне) — это действующий ресторан Москвы «Champagne Life».
В фильме Титаник (1997) мы также можем видеть картину Моне «Водные лилии».
Сюжет о творчестве и вкладе в мировое искусство Клода Моне:
А кто вдохновляет вас?
Не забывайте ставить свои лайки под постом, это очень поможет развитию паблика. Спасибо)