Мы знаем о наличии у нас классических пяти чувств: по Аристотелю это "интеллектуальные высшие" - зрение и слух; и "животные низшие" - вкус, обоняние и осязание.
При этом мы говорим о некоем "шестом чувстве", которое принимаем за интуицию. А равновесие? Ощущение голода? Болевой порог? Можно ли это назвать самостоятельными чувствами или они происходят из основных пяти? А может, это вовсе не чувства?
В нейрофизиологии существует понятие шестого чувства. Это вовсе не интуиция в бытовом смысле, а ощущение собственного тела, его внутренний отклик от суставов, мышц, конечностей, их положения и движения. Это то, как мы ощущаем свое тело и его движения в пространстве, то есть суставно-мышечное чувство - проприоцепция. Оказывается, сидеть на стуле, стоять, заходить в автобус — это очень сложные операции, которые мы совершаем бессознательно благодаря беспроблемно работающей проприоцепции.
Термоцепция - ощущение тепла и холода. Нельзя сказать, что это часть осязания, за это ощущение отвечают особые рецепторы кожи.
В античной медицине говорили о "горячих" и "холодных" людях, - температура была присуща каждому из четырех темпераментов и считалась рабочей и постоянной характеристикой человеческого тела. Сообразно температуре, горячим сангвиникам рекомендовались одни лекарства и продукты, а холодным меланхоликам — другие.
Ноциоцепция - ощущение боли - есть у всех. На индивидуальном уровне это ощущение может довольно сильно варьировать: это называют болевым порогом — у кого-то он высокий, у кого-то — низкий.
Ощущением тела, ощущением температуры и боли сенсорные системы человеческого тела не исчерпываются. У нас есть чувство времени (хроноцепция), ощущения голода и жажды, ощущение высоты, разные физиологические рефлексы (например, зуд). К этому примешиваются разнообразные социальные чувства, такие как стыд. Но осмысление чувств, а также их ассоциация (то есть связь друг с другом) в разных обществах разная. И в разные исторические периоды одни чувства как бы усиливаются и выходят на передний план — то есть выдвигаются в социальное пространство. Например, юридическую силу может иметь лишь то, что человек увидел своими собственными глазами: это значит, что зрению приписывается очень высокая степень надежности, оно дает «окончательное свидетельство».
Таким образом, человек вместе с присущими ему сенсорными системами — существо не постоянное. Наоборот, он меняется во времени и пространстве, и вместе с эпохой изменяются его мировоззрение, его эмоциональный язык, его чувствительность, а также социальный смысл его ощущений.