Найти тему
Леди Bittersweet

Интересное из мира чувств: почему их на самом деле не пять

Мы знаем о наличии у нас классических пяти чувств: по Аристотелю это "интеллектуальные высшие" - зрение и слух; и "животные низшие" - вкус, обоняние и осязание.

При этом мы говорим о некоем "шестом чувстве", которое принимаем за интуицию. А равновесие? Ощущение голода? Болевой порог? Можно ли это назвать самостоятельными чувствами или они происходят из основных пяти? А может, это вовсе не чувства?

В нейрофизиологии существует понятие шестого чувства. Это вовсе не интуиция в бытовом смысле, а ощущение собственного тела, его внутренний отклик от суставов, мышц, конечностей, их поло­жения и движения. Это то, как мы ощущаем свое тело и его движения в пространстве, то есть суставно-мышечное чувство - проприоцепция. Оказывается, сидеть на стуле, стоять, заходить в авто­бус — это очень сложные операции, которые мы совер­шаем бессознательно благодаря беспроблемно работающей проприо­цепции.

Термоцепция - ощущение тепла и холода. Нельзя сказать, что это часть осязания, за это ощущение отвечают особые рецепторы кожи.
В античной медицине говорили о "горячих" и "холодных" людях, - темпера­тура была присуща каждому из четырех темпера­ментов и считалась рабочей и постоян­ной характеристикой человече­ского тела. Сообразно температуре, горячим сангвиникам рекомендовались одни лекар­ства и продукты, а холодным меланхоли­кам — другие.

Ноциоцепция - ощущение боли - есть у всех. На инди­видуальном уровне это ощущение может довольно сильно варьировать: это называют болевым порогом — у кого-то он высокий, у кого-то  — низкий.

Ощущением тела, ощущением темпера­туры и боли сенсорные системы чело­ве­ческого тела не исчерпываются. У нас есть чувство времени (хроноцепция), ощущения голода и жажды, ощущение высоты, разные физиологические рефлексы (например, зуд). К этому примешиваются разнообразные социальные чувства, такие как стыд. Но осмыс­­ление чувств, а также их ассоциация (то есть связь друг с другом) в разных обществах разная. И в разные исторические периоды одни чувства как бы усили­ваются и выходят на передний план — то есть выдвигаются в со­циальное пространство. Напри­мер, юридическую силу может иметь лишь то, что человек увидел своими собственными глазами: это значит, что зрению приписывается очень высокая степень надежности, оно дает «оконча­тельное свидетельство».

Таким образом, человек вместе с присущими ему сен­сорными системами — существо не постоянное. Наоборот, он меняется во времени и пространстве, и вместе с эпохой изменяются его мировоз­зрение, его эмоциональный язык, его чувствительность, а также социальный смысл его ощущений.