Найти тему
🍑peach🍑

Топ 7 книг жанра хоррор, которые не дадут уснуть

 1. Молчание ягнят Томаса Харриса (1988)

Повествование от третьего лица в настоящем времени – «Старлинг

вглядывается вдаль» и прочее, – используемое в «Молчании ягнят», поначалу кажется странным, но стоит привыкнуть к этому, и подобное решение становится идеальным орудием построения романа. Бесстрастный голос рассказчика парит над судебными разбирательствами, не принимая ничью сторону и не отдавая предпочтение чьей-то точке зрения – читатель попеременно проникает в сознание Клариссы Старлинг, Ганнибала Лектера и Буффало Билла. Еще один неоспоримый плюс книги – то, как она заставляет нас задуматься над истинными мотивами и целями Старлинг, которые не ограничиваются ее желанием помочь людям и поймать убийцу. Наталкиваясь на общественные преграды, воздвигнутые на пути женщины в форме агента ФБР практически на каждом шагу, читатель погружается в отчаяние Старлинг и ее непозволительно эгоистичное стремление показать себя и доказать, что она ничем не лучше своих коллег-мужчин. Также становится понятно, что это одна из причин, по которой Лектер интересуется ею, осознавая, что ее амбиции – отличная возможность обвести Старлинг вокруг пальца. Это, кстати, тот самый случай, когда не лишним будет сначала посмотреть экранизацию, ведь тогда во время чтения вы сможете «услышать» диалоги с участием Лектера голосом сэра Энтони Хопкинса. Это чертовски удачная комбинация, создающая при прочтении непреодолимый эффект.

—Джим Ворел

2. Кладбище домашних животных Стивен Кинга (1983)

К моменту публикации в 1983 году «Кладбище домашних животных» уже успело обрасти мифологией. В кругу фанатов Кинга ходили слухи, что книга была слишком страшной, чтобы ее опубликовали – своего рода пропитанная смертью рукопись, за которую можно браться только в резиновых перчатках. И в этом была доля истины. Когда кота его дочери сбило машиной на шоссе перед домом, Кинг задумался: а что случилось бы, если бы он закопал кота, а через три дня он восстал бы из мертвых, но несколько иным? И что, если бы был убит ребенок, и так же вернулся бы другим (и не в лучшую сторону). В этом романе доктора Луис Крид получает работу в больнице Университета Мэна и переезжает вместе с женой, дочерью и двухгодовалым сыном Гэджем в дом неподалеку от шумной автострады. Вскоре дорога забирает кота его дочери, а затем и его сына. Но родителю сложно выучить урок о конечности смерти, и когда Крид сталкивается с естественным ходом вещей, судьба оглушает его расплатой в 10 раз страшнее. В «Кладбище домашних животных» Кинг широко размахивается. Что дальше? Вас ждет мрак и смутный силуэт великого и ужасного волшебника из страны Оз.

—Уилльям Гэй

3. Адский дом Ричарда Матесона (1971)

Вероятно, Ричард Матесон больше известен благодаря своей ранней работе – сай-фай-хоррору Я — Легенда , которую неоднократно разрубали на киноверсии под различными именами. Но «Адский дом» удостоился места в нашем списке за то, что он ярче демонстрирует подход писателя к жанру ужасов и может служить примером использования дома с привидениями – темы, которой посвящены как минимум 10% нашего рейтинга. Исследователи, зашедшие в «самый проклятый дом в мире» Матесона, не только оказываются жертвами сверхъестественных извращений, но и переживают нападения на собственное здравомыслие. К концу «Адского дома» никакое другое название не покажется подходящим.

—Стив Фокс

4. Противостояние Стивена Кинга (1978)

Эта великая работа Стивена Кинга была очень близка к тому, чтобы не попасть в наш рейтинг, поскольку относится скорее к жанру пост-апокалипсиса или фантастики. 800 страниц (и еще больше, если вы читаете необрезанную версию) «Противостояния» вмещают столько же ужаса, сколько и другие работы Кинга, и в этот раз он порожден эпидемией, которая унесла жизни 99,4% населения планеты. Сценария конца света всерьез занимали умы общественности в 70-х и 80-х годах, когда мировая напряженность особенно накалилась и активно множились способы массового уничтожения. Впрочем, простым исследованием пост-пандемической пустоши Кинг не ограничивается: «Противостояние» – это самое эпичное столкновение добра и зла. Олицетворением второго концепта стал Рэндалл Флэгг – антагонист, который периодически появляется в произведениях Кинга и становится ключевой фигурой в масштабной саге «Темная башня». Знакомство с этой серией никак не влияет на восприятие «Противостояния» – посвятите месяц-другой чтению – и стойкий иммунитет к кошмарам вам гарантирован.

—Стив Фокс

5. Лебединая песнь Роберта Маккаммона (1987)

Роберт Маккаммон был один из самых успешных и плодовитых хоррор-авторов 80-х и 90-х, пока разногласия с издателем не вынудили его взять десятилетний перерыв в карьере. «Лебединая песнь» (The Swan Song – в некоторых переводах «Песня Сван», по имени одной из героинь – прим. пер.), получившая наравне с Мизери Стивена Кинга Премию Брэма Стокера за лучший роман, являет собой 960-страничный апокалиптичный магнум опус, который в 2018 году кажется слишком знакомым. Не успевает роман начаться, а многие страны уже охвачены ядерным огнем, а США и Россия схлестнулись в напряженном, нарастающем противостоянии. Как только запускаются первые бомбы, Маккаммон отправляется вслед за несколькими разношерстными группами выживших, одна из которых – Сван, девочка, которая, возможно, обладает восстанавливающими силами, необходимыми для того, чтобы человечество возродилось после ядерной зимы. Хотя «Лебединую песнь» читают не так часто, как «Противостояние» Стивена Кинга, это книга остается одним из лучших примеров апокалиптической литературы (несмотря на то, что для современного читателя она слишком реалистична).

—Стив Фокс

6. История с привидениями Питера Страуба (1979)

В своей книги о хоррор-жанре «Пляска смерти», вышедшей в 1981 году, Стивен Кинг назвал «Историю с привидениями» лучшей в своей области, а это, как мы уже выяснили, действительно высокая оценка. Самая известная работа Питера Страуба не так проста, как может показаться из заголовка. Безусловно, все мы слышали истории о приведениях, но этот многоуровневый роман о паранормальной мести, повествование в котором ведется от лица четырех стареющих мужчин, убивающих время байками о призраках, мало обещает и много дает. Несмотря на то, что Страубу потребовались годы на то, чтобы обратить внимание на литературу сверхъестественного, именно «Историю с привидениями» будут вспоминать как первый значительный успех писателя и, конечно, как его самую популярную работу.

—Тайлер Кейн

7. Коралина Нила Геймана (2002)

В одном из эпизодов сериала «Луи» опозоренный сегодня комик (против Луи Си Кея, автора шоу, были выдвинуты обвинения в сексуальных домогательствах – прим. пер.) отказывается нести тяжелый рюкзак своей дочери, объясняя это так: «Я никогда не возьму на себя твою ношу. Страдания – это то, что делает тебя сильнее». Видимо, Нил Гейман думал о том же, когда писал «Коралину» – вероломный шедевр о школьнице, способный лишить сна читателей любого возраста. Главная героиня – та самая Коралина, бойкая девочка, которой наскучили ее чересчур заботливые родители, – напоминает современную Алису, отправляющуюся по ту сторону зеркала в куда менее гостеприимную страну чудес. В этом ужасном отражении живет страшная королева – другая мама, – и она придумывает поверхностный мир, в котором каждое желание Коралины исполняется. Минусы? Возможно, ей приходится пришивать пуговицы вместо глаз, прежде чем принести в жертву свою душу. Роман погружается в куда более мрачные, менее причудливые глубины, чем прекрасная мультипликационная экранизация Генри Селика. Гейман создает безупречную реальность-противопоставление материнской любви: холодную, одинокую, паразитическую и бесцельную. Это грандиозное, яркое путешествие, ужас которого совершенно очевиден. И что делает его еще лучше, так это то, как «Коралина» наделяет родителей оружием на случай, если дети будут воспринимать их как должное.

—Шон Эдгар