Найти в Дзене
Гайнуллина Миляуша

Слог. Различные теории слога. Слогораздел. Типы слогов.

Слог – это минимальная произносительная единица речи, характеризующаяся максимальной слитностью своих компонентов. Слог занимает промежуточное положение между звуком и фонетическим словом. С артикуляционной точки зрения слог – это волна мускульного напряжения речевых органов. С акустической точки зрения слог – это волна сонорности, т.е. нарастание и спад звучания и слухового эффекта. Существует несколько теорий слога. Основные из них следующие. Экспираторная (выдыхательная) теория, известная еще с античных времен, разработання в дальнейшем немецкими лингвистами XIX в., а в новейшее время лингвистом Р.Стетсеном (в 1951 г.). Согласно данной теории слог – это ряд звуков, произносимых одним дыхательным толчком. Сторонники данной теории считают, что в речи при выходе воздушная струя выходит не плавно, а идет толчками, и каждому толчку соответствует слог. Проверить это можно так: если произнести перед горящей свечой слово дом, пламя дрогнет один раз, слово рука – пламя дрогнет два раза, мо

Слог – это минимальная произносительная единица речи, характеризующаяся максимальной слитностью своих компонентов. Слог занимает промежуточное положение между звуком и фонетическим словом. С артикуляционной точки зрения слог – это волна мускульного напряжения речевых органов. С акустической точки зрения слог – это волна сонорности, т.е. нарастание и спад звучания и слухового эффекта.

Существует несколько теорий слога. Основные из них следующие.

Экспираторная (выдыхательная) теория, известная еще с античных времен, разработання в дальнейшем немецкими лингвистами XIX в., а в новейшее время лингвистом Р.Стетсеном (в 1951 г.). Согласно данной теории слог – это ряд звуков, произносимых одним дыхательным толчком. Сторонники данной теории считают, что в речи при выходе воздушная струя выходит не плавно, а идет толчками, и каждому толчку соответствует слог. Проверить это можно так: если произнести перед горящей свечой слово дом, пламя дрогнет один раз, слово рука – пламя дрогнет два раза, молоко – три раза. Но эта теория не объясняет всех случаев. Произнесем односложное слово сплав, и свеча дрогнет два раза: смычка губ у [п] разорвет воздушный поток на две части. Произнесем ау! – и пламя дрогнет один раз, хотя в слове два слога.

Сонорная или акустическая теория была выдвинута датским ученым Отто Есперсеном. Сонорная теория слога широко признана в современном русском языкознании. Применительно к русскому языку она была развита Р.И. Аванесовым. По этой теории слог – это волна сонорности, звучности. Все звуки Аванесов по сонорности делит на три группы: гласные – наиболее звучные, сонорные – менее звучные и шумные согласные – наименее звучные.

М.В. Панов предложил обозначать по степени звучности гласные цифрой 4, сонорные звонкие согласные – 3, шумные звонкие согласные – 2, глухие – 1, паузу – 0. Р.И.

Аванесов определял место слогораздела, исходя из сонорной теории слога. Все слоги в слове, кроме начального и конечного, как считал Р.И. Аванесов, строятся по закону восходящей звучности. Это значит, что от начала слога до его вершины – слогового звука происходит нарастание звучности. Р.И. Аванесов обозначал коэффициент звучности гласных цифрой 3, сонорных согласных – 2, шумных согласных – 1.

В интервокальных сочетаниях одного или двух шумных согласных с сонорным, двух или трех шумных, двух сонорных типа 3-1-2-3, 3-1-1-2-3, 3-1-1-3, 3-1-1-1-3, 3-2-2-3 слогораздел проходит после гласного перед интервокальным сочетанием согласных. Он формулирует основной закон слогораздела, который заключается в том, что неначальный слог в русском языке всегда строится по принципу восходящей звучности, начинаясь с наименее звучного: па-трон, пу-дра, кар-та, хол-ста. Этим достигается наиболее последовательная реализация закона восходящей звучности: су-кно, ба-трак, то-скливый.

Теория мускульного напряжения, развивавшаяся Л.В. Щербой вслед за французским лингвистом М.Граммоном. По этой теории слог образуется нарастанием и спадом мускульного напряжения. В верхней точке этой волны слоговой звук. По силе мускульного напряжения выделяют сильноконечные согласные, у которых напряжение к концу нарастает, и сильноначальные, у которых напряжение ослабляется к концу. Сильноконечные образуют начало слога, сильноначальные – конец слога. Если интервокальная группа состоит из двух или трех согласных, то место слогораздела определяется местом ударения.