Лягушки из Китая, которые будут приготовлены и съедены как лягушачьи лапки. Сорок обезьян из Сент-Китса и Невиса для биомедицинских исследований. Триста гигантских моллюсков из Вьетнама и 30 скатов из бразильской Амазонки для домашних аквариумов.
Этот пестрый ассортимент представляет собой миниатюрное представление о том, как может выглядеть легальная международная торговля дикой природой в определенный день в любом из 41 портов въезда, укомплектованных инспекторами Службы по охране рыб и дикой природы США.
В аэропортах, морских портах и сухопутных пограничных переходах в 2019 году в США было импортировано 4,3 миллиарда долларов США легальной продукции дикой природы. Согласно пятилетнему отчету о торговле, ежегодно в США ввозится около 200 миллионов живых животных: 175 миллионов рыб для торговли аквариумами, а 25 миллионов животных включают в себя множество млекопитающих, земноводных, птиц, насекомых, рептилий, пауков и многое другое. Кроме того, ежегодно перехватываются тысячи нелегально продаваемых партий диких животных. Только в 2019 году агентство открыло более 10 000 расследований незаконной торговли дикими животными.
Но наряду с таким разнообразием дикой природы в страну поступает и калейдоскоп патогенных микроорганизмов. Несмотря на то, что для борьбы с нелегальной торговлей введено много мер контроля, болезни, которые одновременно попадают в страну на легально ввозимых диких животных, продолжают оставаться в основном незамеченными.
Импорт любого живого животного приносит с собой риск заболевания местной дикой природы, скота и людей. Вспышка нового коронавируса в Китае, теоретически перепрыгнувшего с летучих мышей на людей, а затем распространившегося на мокром рынке в Ухане, возможно, через «промежуточного» хозяина, пролила свет на то, как легко зоонотические заболевания могут появиться у диких животных. Действительно, по оценкам Всемирной организации здоровья животных, 60 процентов известных человеческих болезней происходят от животных.
Большая часть общественных дискуссий вокруг КОВИД-19 была посвящена потенциальной роли незаконной торговли дикими животными в распространении патогенных микроорганизмов.
За редким исключением, в США нет законов, специально требующих наблюдения за болезнями диких животных, ввозимых в страну, и поэтому подавляющее большинство импортируемых диких животных не проверяется. Инспекторы Службы рыбы и дикой природы первыми наблюдают за импортируемой партией животных, и им поручено обеспечивать соблюдение различных национальных и международных законов, правил и договоров, которые направлены на предотвращение незаконной и неустойчивой торговли. Но ее мандат не распространяется на мониторинг здоровья животных или человека. Его единственная обязанность, связанная с болезнями, заключается в обеспечении соблюдения правил, ограничивающих торговлю некоторыми видами рыбы и саламандры, которые могут привести к распространению разрушительных болезней среди других видов животных.
Фактически, ни одному федеральному агентству не поручено всестороннее обследование и мониторинг импортируемой дикой природы на предмет наличия болезней.
Центр по контролю и профилактике заболеваний регулирует импорт диких животных и продуктов дикой природы, которые, как известно, представляют собой серьезную проблему для общественного здравоохранения, уделяя особое внимание летучим мышам, африканским грызунам и нечеловекообразным приматам.
Министерство сельского хозяйства США вмешивается только в том случае, если существует риск заболевания домашней птицы или скота, имеющих сельскохозяйственное значение. Это оставляет миллионы животных, которые ежегодно легально приезжают в США, без проверки на заболевания, которые могут перекинуться на людей или других животных.
Центр по контролю и профилактике заболеваний работает в тесном сотрудничестве с другими федеральными агентствами для обеспечения того, чтобы животные и продукты животного происхождения, которые представляют угрозу общественному здоровью, регулировались.
Благодаря таким партнерским отношениям с международными агентствами Центр постоянно оценивает и анализирует то, что они и международное сообщество в области общественного здравоохранения делают для выявления, профилактики и контроля угроз зоонозных заболеваний.
Власти делают все возможное, используя имеющиеся у них ресурсы.
Проблема не только в США - в большинстве стран нет государственного органа, который бы комплексно отслеживал импорт дикой природы на предмет наличия патогенных микроорганизмов. Отсутствие какой-либо формальной структуры, занимающейся предотвращением распространения заболеваний от торговли дикими животными, является хроническим пробелом во всем мире. Когда для какой-либо партии грузов необходимо привлечь несколько агентств, персонал ограничен, а координация отсутствует, неизбежно возникают пробелы - ложное ощущение безопасности, которое покрывает другое агентство.