Большинству предпринимателей, пострадавших от пандемии, стало понятно, что кризис, вызванный коронавирусом, сам по себе нельзя отнести к форс-мажорным обстоятельствам (такой вывод в условиях карантина судов напрашивается из-за многочисленных отказов Торгово-промышленной палаты России в выдаче соответствующего заключения об обстоятельствах непреодолимой силы). Однако вопрос исполнения обязательств компании выглядит логичным в период действия указов и постановлений, которыми деятельность организации ограничена или приостановлена.
На стороне компании, которая не может выполнять обязательства по договору, выступает пункт 3 статьи 401 ГК РФ, регламентирующий вопросы наступления ответственности в условиях наличия непреодолимой силы.
Однако, необходимо понимать, что коронавирус не может считаться обстоятельством непреодолимой силы для всех отраслей и предпринимателей. В противном случае, это привело бы к недобросовестному поведению участников гражданского оборота.
При наличии спора, суды будут обращать внимание (с подачи представителей) на обстоятельства, которые могли повлиять на деятельность компании. А действующее законодательство по большей части опирается на то, что определить наличие обстоятельств неопределимой силы должен суд, а это значит, что к этому надо готовиться.
Кроме того, статьи 416, 417 ГК РФ описывают основания прекращения обязательства, что позволяет законно избежать ответственности (речь не идет о случаях возникновения неосновательного обогащения). Для этого необходимо сопоставить вид деятельности и условия ее осуществления с обстоятельствами и последствиями, вызванными коронавирусом.
Например, деятельность визовых центров сейчас парализована. То есть, объективно ответственность компании предоставляющей услуги, связанные с пересечением государственных границ, наступать не должна при учете добросовестности самой компании. Таким образом, можно констатировать прекращение обязательства на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления (см. статью 417 ГК РФ).
ВАЖНО! Положение компании может осложнить ОКВЭД (код вида деятельности). В бизнесе часто используется принцип по расширению видов деятельности - «так, на всякий случай» и «попутного предпринимательства». В сложившихся обстоятельствах, наличие «лишних» ОКВЭДов может оставить компанию «на плаву». Вид деятельности, заявленный предпринимателем, но которым компания не занимается, может "сохранить" договорные обязательства в силе. Так, при рассмотрении спора в суде, ссылка стороны на обстоятельства, вызванные коронавирусом, может быть перечеркнута наличием вида деятельности, который можно вести в сложившейся ситуации.
Если предприниматель уверен, что бизнес пострадал из-за введенных ограничений, а исполнение договорных обязательств невозможно, то наиболее уместным действием будет уведомление (надлежащим образом) стороны договора о сложившихся обстоятельствах, дабы использовать аргументы в случае изменения условий договора или рассмотрения спора в суде.