Думаю, что нет, и вот почему. Мы пренебрегаем тем даром рассуждения, который Господь дал каждому человеку. А этот дар – единственный надежный путеводитель в наше, да и не только в наше, время. Доверяясь случаю, мы как бы перекладываем ответственность на Бога, заранее ограничивая Его собственными вариантами. Я не знаю, как поступить, так или этак, вот Ты и решай. А может быть, и не так, и не так? Тогда как?
Об этой практике я никогда ничего не слышал у опытных духовников. Жаль, конечно, надо было поинтересоваться. Но они всегда советовали рассуждение. Митрополит Вениамин Федченков служил сорок литургий подряд перед принятием трудного решения, ждал, какое решение на сердце положит Бог. А мы так нетерпеливы сегодня. Святитель Игнатий всегда говорил, что самый верный советчик – тихий голос сердца. И учил принимать правильное решение по состоянию души. Если помысел или решение приносят мир в сердце, тишину, покаяние, то это и есть от Бога, а если смущение, страх, беспокойство или, напротив, разгорячение и возбуждение крови – это от врага.
Вот поэтому мне всякий жребий кажется дерзостью. Вспоминается один случай. Некое духовное лицо высокого монашеского чина предложило молодому священнику определенный духовный подвиг. Священник смутился и задумался. Тогда этот духовник предложил жребий. Положили в алтаре на престол две бумажки, отслужили литургию, причастились и вытянули… оказался подвиг. Знать, воля Божья?! Этот батюшка стал подвизаться, и началось. Страшное заболевание супруги, болезни и расстройство психики детей, сам батюшка вынужден был уехать с того прихода, и состояние его было печальным. Это происходило на моих глазах. Грустно, но мне показалось, что это последствие дерзости.
Приведу здесь и мнение святых отцов о рассудительности. Вот что говорил преподобный Антоний Великий: «некоторые часто жестоко сокрушали себя постом и бдением, пребывали в пустынном уединении, доходили до такой нестяжательности, что не оставляли себе и на один день пищи, и до того исполняли долг милостыни, что не оставалось у них средств для подаяния. Но после всего этого они жалким образом уклонились от добродетели и впали в порок. Что же было причиною их прельщения и падения? По моему мнению, не что иное, как недостаток в них рассудительности. Ибо она учит человека идти царским путем, сторонясь крайностей с обеих сторон: с правой стороны не допускает обольщаться чрезмерным воздержанием, с левой – увлекаться к беспечности и расслаблению» – преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. «Собеседования Египетских отцов. О Рассудительности.»
Но можно, конечно, и ошибиться при самостоятельном решении трудного вопроса. Бояться этих ошибок не следует. Мы люди, и ошибаться нам свойственно. Такие ошибки, думаю, покрываются Богом уже за то, что смиренное желание услышать голос Божий в тишине собственного сердца само по себе уже есть подобие страха Божьего. А с таким страхом нечего бояться.