Воспоминания без даты. История не только без привязки к какому-либо временному периоду, но, также, не имеющая ни малейшего отношения к какому-либо конкретному месту. Подобные происшествия случаются сплошь и рядом в таком количестве и настолько прочно вошли в ежедневный обиход, что трагическую сущность человеческого преображения увидеть не так то просто. Поэтому фильм Ефима Грибова за всей внешней обыденностью и неказистостью способен потрясти до глубины души глухим отчаянием и одиночеством разума, с трудом прорывающимся через показное шутовство и низменный быт.
Ослепительное солнце морского побережья довлеет над горемычными персонажами едва ли не в каждом кадре, растворяет последние островки здравого смысла и без остатка сжигает все желания и чувства. Под смутно-тревожную магнетическую музыку Шнитке и Латенаса и переполняющую звуковой ряд какофонию неясных бормотаний герои мечутся из стороны в сторону, не находя себе места на отшибе цивилизации. По существу, это затерявшаяся в архивах картина через призму несколько абстрагированного от цельности соцреализма сюжета приводит к постепенному понимания того факта, что у любого взрослого человека можно обнаружить набор психических расстройств.
У всех это выражается в разной форме, у кого-то больше, у кого-то меньше, кто-то пытается справляться, а кто-то пускает всё на самотёк, но, тем не менее, главная истина остаётся непреложной. Зеркальная чистота незамутнённого сознания, стремящегося в своих фантазиях к космическим высотам, от столкновения с беспросветным скептицизмом окружающего бытия покрывается пятнами и затягивается плёнкой рутинных дел. Не поддаться давлению, сохранить в себе доброе, светлое, вечное представляется задачей из разряда почти невыполнимых, потому финал ленты, даже несмотря на оптимистические нотки, вступает в диссонанс с тягучей атмосферой вроде бы хаотично разбросанных эпизодов, которые всё же уверенно следуют к раскрытию идеи сценария.
Во многих моментах фильм вызывает явные ассоциации с «Днями затмения» Сокурова, обладает столько же ярко выраженной стилистической эстетикой изображения и заставляет внимательно вникать в художественный замысел. Но, в отличие от медитативных изысканий последователя Тарковского, «Воспоминания без даты» более приближены к реальности, более доступны для сопереживания и порождают куда больше разнообразных эмоций. Депрессивное настроение скрашивается общим гуманистическим посылом, а упадок культуры преодолевается несгибаемой верой в собственные силы поверившего в чудо мальчишки.
Мимолётные встречи, резко контрастирующие с привычным фоном существования, иногда оставляют в сердце значительный след и оказывают на жизнь куда как большее влияние, чем вся разлагающая враждебность мира и неизбежное очерствение характера. На столь занятный эффект от ошеломляющего в своём подлинном величии фильма наталкивают помимо всего прочего как эксцентричное, возведённое в абсолют абсурдности, поведение героев, так и последовательная приверженность режиссёра лучшим традициям советской школы кино. Другое дело, что период его последнего взлёта быстро сменился совсем иными направлениями, из-за чего множество самых настоящих шедевров остались практически незамеченными в анархии дикого капитализма.
Понравилась статья? Тогда не поленитесь нажать на лайк. Желаете ознакомиться ещё с чем-то подобным? Тогда не забудьте подписаться на канал. Есть что самим сказать? Тогда смело пишите комментарии. Репост также всячески приветствуется.
Другое потрясающее наследие эпохи конца времён.