Найти в Дзене
НеТвоёКино

Воспоминания без даты. По следам Сокурова и Тарковского

Любопытство
Любопытство

Воспоминания без даты. История не только без привязки к какому-либо временному периоду, но, также, не имеющая ни малейшего отношения к какому-либо конкретному месту. Подобные происшествия случаются сплошь и рядом в таком количестве и настолько прочно вошли в ежедневный обиход, что трагическую сущность человеческого преображения увидеть не так то просто. Поэтому фильм Ефима Грибова за всей внешней обыденностью и неказистостью способен потрясти до глубины души глухим отчаянием и одиночеством разума, с трудом прорывающимся через показное шутовство и низменный быт.

И пусть весь мир подождёт
И пусть весь мир подождёт

Ослепительное солнце морского побережья довлеет над горемычными персонажами едва ли не в каждом кадре, растворяет последние островки здравого смысла и без остатка сжигает все желания и чувства. Под смутно-тревожную магнетическую музыку Шнитке и Латенаса и переполняющую звуковой ряд какофонию неясных бормотаний герои мечутся из стороны в сторону, не находя себе места на отшибе цивилизации. По существу, это затерявшаяся в архивах картина через призму несколько абстрагированного от цельности соцреализма сюжета приводит к постепенному понимания того факта, что у любого взрослого человека можно обнаружить набор психических расстройств.

Эти странные взрослые
Эти странные взрослые

У всех это выражается в разной форме, у кого-то больше, у кого-то меньше, кто-то пытается справляться, а кто-то пускает всё на самотёк, но, тем не менее, главная истина остаётся непреложной. Зеркальная чистота незамутнённого сознания, стремящегося в своих фантазиях к космическим высотам, от столкновения с беспросветным скептицизмом окружающего бытия покрывается пятнами и затягивается плёнкой рутинных дел. Не поддаться давлению, сохранить в себе доброе, светлое, вечное представляется задачей из разряда почти невыполнимых, потому финал ленты, даже несмотря на оптимистические нотки, вступает в диссонанс с тягучей атмосферой вроде бы хаотично разбросанных эпизодов, которые всё же уверенно следуют к раскрытию идеи сценария.

У самого синего моря
У самого синего моря

Во многих моментах фильм вызывает явные ассоциации с «Днями затмения» Сокурова, обладает столько же ярко выраженной стилистической эстетикой изображения и заставляет внимательно вникать в художественный замысел. Но, в отличие от медитативных изысканий последователя Тарковского, «Воспоминания без даты» более приближены к реальности, более доступны для сопереживания и порождают куда больше разнообразных эмоций. Депрессивное настроение скрашивается общим гуманистическим посылом, а упадок культуры преодолевается несгибаемой верой в собственные силы поверившего в чудо мальчишки.

Убежать от себя
Убежать от себя

Мимолётные встречи, резко контрастирующие с привычным фоном существования, иногда оставляют в сердце значительный след и оказывают на жизнь куда как большее влияние, чем вся разлагающая враждебность мира и неизбежное очерствение характера. На столь занятный эффект от ошеломляющего в своём подлинном величии фильма наталкивают помимо всего прочего как эксцентричное, возведённое в абсолют абсурдности, поведение героев, так и последовательная приверженность режиссёра лучшим традициям советской школы кино. Другое дело, что период его последнего взлёта быстро сменился совсем иными направлениями, из-за чего множество самых настоящих шедевров остались практически незамеченными в анархии дикого капитализма.

Когда рушится мир
Когда рушится мир
Понравилась статья? Тогда не поленитесь нажать на лайк. Желаете ознакомиться ещё с чем-то подобным? Тогда не забудьте подписаться на канал. Есть что самим сказать? Тогда смело пишите комментарии. Репост также всячески приветствуется.

Другое потрясающее наследие эпохи конца времён.

Пациент жив или мёртв? Современное кино России. Неформат