"По вере вашей да будет вам" (Евангелие от Матфея 9:29)
См. также Евангелие от Матфея 13:24-30,37-43.
Священное Писание показывает нам Бога как Вседержителя, управляющего абсолютно всем, происходящим в мироздании. Без Его воли ни один человек не может направлять свой путь, при этом Его воля исполняется беспрекословно. Возникает вопрос: почему тогда не все люди становятся верующими, чтобы наследовать спасение?
Ответ на этот вопрос я нашел в притче о добрых семенах и плевелах (Мф.13:24-30,37-43). В этой притче Христос говорит о том, что Сын Человеческий (сеятель) сеет только добрые семена (сынов Царствия), плевелы же (сынов лукавого) посеял не Он, а враг (диавол). Значит, посеянных Сыном Человеческим Вседержитель Своей непреклонной волей приводит к спасению, а тех, кого посеял враг – не приводит к спасению, так как они не от Него, посеяны не Им.
Подобную мысль Спаситель выразил, говоря о фарисеях, не принявших Его слова: "всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится" (Мф.15:13). Из этих слов явственно следует, что есть люди, которых "насадил" не Бог, а кто-то другой.
Наконец, об этом же говорит многократно повторяемая фраза Христа - "имеющий уши да слышит". Понятно, что речь идёт не о физических ушах, а о духовных: физические уши есть у всех, а духовные уши - очевидно не у всех. У кого же они есть? Они есть у тех, кого "посеял" Бог, они и услышат. Те же, кого "посеял" не Бог - иметь такие уши просто "генетически" не могут, так как эти "уши" являются фактором "наследственности" от Бога.
Остаётся ещё один вопрос, обсуждаемый богословами в течение многих веков: будет ли Бог справедлив, если осудит человека, который в принципе не имел возможности прийти к спасению? Если человека "посеял" не Бог, а враг, если у человека нет духовных "ушей", то такой человек в принципе не может уверовать, за что же тогда судить его?!
На мой взгляд, этот вопрос содержит внутреннее противоречие: справедливость здесь оценивается с точки зрения человека, воспринимающего Бога как Вседержителя, а относится вопрос к другому человеку, который Божью власть не признаёт.
Однако, Бог даёт каждому по его личной вере, а не по вере другого человека. Для корректности вопроса о справедливости Бога к этому вопросу необходимо добавить важное условие – «с точки зрения самого человека». Другими словами, наш вопрос должен звучать следующим образом: "если Бог осудит человека, который в принципе не имел возможности прийти к спасению, то будет ли Бог справедлив С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ САМОГО ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА?"
В такой интерпретации нашего вопроса ответ будет однозначным: да, Бог будет справедлив, осудив такого человека. Если, предположим, я не признаю Божью власть, то это значит, что я считаю всё зависящим от себя. Если я так считаю, то в глубине души я буду понимать, что я должен сам нести ответственность за каждый свой поступок, и наступление такой ответственности с моей точки зрения будет абсолютно справедливым.
Если же я верю в Божью власть, признавая Бога Вседержителем по отношению к себе, то именно в этом случае - и только в этом! - осуждение меня будет действительно несправедливым. Однако, этого и не произойдёт, так как верующих посеял Бог, Он обязательно приведёт их к Себе!
Таким образом, всё происходящее – исключительно от Бога, Который был, есть и будет справедливым с точки зрения каждого конкретного человека.