Если бы это слово не появилось в 19-м веке, нынешняя российская пропаганда обязана была бы его придумать. Это ведь отличное оправдание любому внешнеполитическому промаху и провалу. Вмешались в американские выборы? – Наговоры! Отравили кого-то в Англии? – не правда, мы шпили смотрели! Подменили анализ мочи спортсменов? – Наглая ложь, они просто нас не любят! Но здесь не об этом, здесь примеры реальных отношений реальных людей, без фейк ньюс и пропаганды, поехали.
Голод в Новгороде
1231 год — в Новгороде во время затяжного голода вновь бушевал ужасный пожар, спасаясь от которого новгородцы бросались в Волхов, где многие и утонули, казалось, что город уже никогда не восстановить. Летописец пишет: «Новгород уже кончился». Пожар уничтожил не только строения и имущество, но и запасы продовольствия. Узнав, что в Новгороде второй год продолжается голод, немецкие купцы доставили в город хлеб, «думая больше о человеколюбии, нежели о корысти, остановили голод; скоро исчезли ужасные следы его, и народ изъявил живейшую благодарность за такую услугу»
(Карамзин Н. М., СС, т. 2—3, с. 499): «прибегоша Немьци и-за-мория с житом и мукою и створиша много добра».
Крушение «Ингерманланда»
Трехматчевый «Ингерманланд» был спущен на воду 25 мая (по старому стилю) 1842 года на верфи в Архангельске. из Архангельска его нужно было еще перегнать в Санкт-Петербург. Это вдоль берегов Норвегии, мимо Ютландии (Дании), в Балтийское море. Вышли в августе. На борту помимо офицеров и матросов было много гражданских - жены и дети моряков, корабельные мастера. Всего - около 900 человек. Корабль трижды ударило о камни. В борту образовались пробоины. Больше чем через сутки после крушения, когда ветер стих, приплыли два рыбацких норвежских бота (небольших одномачтовых судна), которые спасли около трехсот человек. Затем прибыл пароход, взявший на борт остававшихся в живых. Лишь небольшая часть команды сумела добраться до берега самостоятельно, в шлюпках или обломках корабля. В числе 389 погибших было 7 детей, 21 женщина, 20 офицеров. Спаслись 503 человек (в этом списке - только один ребенок и семь женщин). Местные жители похоронили русских на своем кладбище. И вот - уже сто семьдесят с лишним лет прошло, а за их могилой ухаживают, как будто они родные им. Около бывшего маяка «Квассхейм» норвежцы построили небольшой музей, посвященный крушению «Ингерманланда».
Алексей Петрович Соколов, «Летопись крушений и пожаров судов русского флота, по 1854 г.»
Подвиг крейсера «Варяг»
В 12.02 «Варяг» потряс первый разрыв — 152-миллиметровый снаряд «Асамы» угодил в верхний носовой мостик. Несмотря на контузию и рану головы, капитан Руднев в окровавленном мундире и без фуражки продолжил руководить боем с резервного пункта. Через 40 минут адского боя на «Варяге» было выведено из строя более половины орудий, отказало рулевое управление, через пробоины ниже ватерлинии внутрь хлынула вода. Крейсер сильно накренился на левый борт. Поскольку возможности прорвать строй и, главное, оторваться от японцев уже не оставалось, Руднев приказал возвращаться в порт. В 13.15 «Варяг» и «Кореец» встали на якорь. Почти сразу на борт прибыли шлюпки с иностранных военных кораблей, которые привезли врачей и помогли с эвакуацией на берег тяжелораненых. После короткого совещания было решено уничтожить корабли, «Варяг» был затоплен. Капитан Руднев, как положено, покинул борт последним. Капитаны французского крейсера «Паскаль», английского крейсера «Талбот» и итальянского крейсера «Эльба» согласились принять русских моряков. По дипломатическим каналам начались переговоры, и японское командование согласилось пропустить суда с русскими моряками под честное слово до окончания войны не участвовать в боевых действиях. Руднева назначили командиром строящегося броненосца «Андрей Первозванный». После окончания войны, в 1907 году, император Японии наградил Руднева орденом Восходящего солнца, в знак признания его героизма. Русский моряк принял награду, но никогда ее не надевал.
Похороны лётчика в оккупированной Одессе.
«Незадолго до освобождения Одессы над городом был сбит советский истребитель. Летчик погиб. Немцы объявили по радиоточкам о времени и месте его похорон.
Хоронили пилота торжественно, как героя, которого они уважают, хотя он и был их противником. Впереди процессии, медленно двигавшейся по Пересыпи, несли его ордена и медали. Очень много жителей оккупированного города пришли проводить в последний путь советского летчика, отдавшего жизнь за освобождение Одессы. К месту захоронения, садику на Ярмарочной площади, шли люди со всех районов города.»
Анатолий Маляр «Записки одессита»