Пилотируемая космонавтика для многих остаётся сегодня объектом гордости. В общем-то, гордится есть чем — «Союз-МС» является одним из самых надёжных пилотируемых кораблей, но, как известно, всему есть предел. Начнём с того, что нельзя бесконечно улучшать старый корабль — однажды его потребуется заменить на принципиально новый. И вроде бы в «Роскосмосе» это понимают, но постоянные препоны и бюрократические проволочки не дают сдвинуться с места в деле разработки нового корабля. Не малую роль, судя по всему, сыграла и уверенность высшего руководства в том, что американцы (и уж тем более, другие агентства) не смогут создать свой корабль достаточно быстро. Эта же уверенность транслировалась на значительную часть тех, кто хоть как-то следит за развитием космонавтики. Но есть ли вообще причины так думать?
Пилотируемая космонавтика в Америке началась в том же 1961-ом году, что и в СССР. При этом, стоит напомнить, что многоразовые системы были только у американцев и 5 шаттлов прослужили 30 лет, совершив 135 полётов, выводя на орбиту и космонавтов с астронавтами, и полезные грузы, как, например телескоп «Хаббл». Только последние 9 лет (из 59 лет существования пилотируемой космонавтики) американцы для полётов на МКС пользуются исключительно услугами «Роскосмоса». При этом, NASA за это время не только запускало и готовило миссии к планетам Солнечной системы, включая дальние, Солнцу и для фундаментальных исследований Вселенной, но вкладывалось в разработку сразу трёх пилотируемых кораблей. Как итог, в конце мая к МКС отправится Crew Dragon, в течение следующих двух месяцев будут исправлены ошибки, допущенные Boeing при разработке Starliner (если не будут, то Boeing просто выйдет из этой гонки), ну а кроме этого, ещё и лунный «Орион» уже был испытан в 2014-ом. На следующий год после этого испытания началась сборка корабля для миссии «Артемида-1» (его САС тоже уже прошла первые испытания в 2019 году), а в 2018-ом началась сборка корабля для миссии «Артемида-2» и сейчас всё упирается исключительно в готовность ракеты-носителя SLS. Да, насчёт готовности этой РН информация, конечно, размыта из-за скандалов (в основном финансовых), но первый пуск для беспилотного испытания всё того же «Ориона» по-прежнему запланирован на 2021-й год. Не похоже на отставание, правда?
Понятное дело, что никто не говорит о необходимости разработки в «Роскосмосе» сразу трёх кораблей — как минимум, бюджет в отечественном агентстве в разы меньше. Но ведь не могут же там все не понимать, что семейство «Союз/Прогресс» хоть и надёжно, но уже устарело, как морально, так и технически. Людей и грузов на борт они берут меньше, модернизация «Союза», очевидным образом, практически полностью ограничивается заменой электроники — он даже полноценную спутниковую навигацию получил только в прошлом году. Ну а грузовой «Прогресс», как минимум, не способен возвращать полезную нагрузку со станции. Наш новый корабль должен был решить все эти проблемы, но с момента первых заявлений о его создании прошло 11 лет, корабля так и нет, а его испытания назначены лишь на середину 2020-х гг. И это мы ещё про ракеты-носители не говорим, а ведь стоимость пуска тяжёлой «Ангары А5» оказалась вдвое дороже «Протон-М», которую она должна заменить, в случае доведения до серийного производства. Вряд ли такую РН можно назвать конкурентоспособной.
Чаще всего от защитников нынешней российской космонавтики можно услышать «пусть сначала полетят, а потом посмотрим». Нет, так это не работает. Если они полетят, то мы летать (на своих кораблях) прекратим. Нас уже лишили практически всех коммерческих контрактов, а компания, которая продолжала работать с «Роскосмосом», давая значительную прибыль, OneWeb, обанкротилась. Более того, коммерческие запуски на российских ракетах-носителях и кораблях продаёт американская компания, то есть, буквально, американцы продают пуски наших РН с наших космодромов, получая с них прибыль. Китайцы даже в условиях пандемии испытали одновременно и новый пилотируемый корабль, и ракету-носитель Long March-5B. Европейцы и даже индусы разрабатывают собственные пилотируемые космические корабли. Неужели кто-то думает, что во всех космических агентствах, кроме нашего, работают дураки, которые ни на что не способны? Ситуация для российской космонавтики крайне скверная и желательно, чтобы в «Роскосмосе» задумались о встраивании в общемировую конкурентную борьбу, вместо того, чтобы странным образом язвить в американских социальных сетях. Может ли «Роскосмос» остаться вовсе без заказов? Конечно может — так работает рынок. А если учесть и постоянно обостряющуюся политическую обстановку, перспективы отечественной космонавтики выглядят крайне туманными, кто бы что не говорил. Подписывайтесь на S&F, чтобы первыми узнавать самое интересное из мира науки, техники и технологий, и делитесь ссылкой на него с друзьями и в социальных сетях. Ещё у меня есть канал в Telegram и уютный чатик для дискуссий на научные темы. Берегите себя и своих близких. Спасибо, что читаете.