А знаете, дочка этого историка как раз приехала в отпуск. Может, у нее сохранились еще какие-то материалы, - подсказала девушка.
Уже пополудни я стоял возле ее дома. На мой звонок вышла симпатичная женщина средних лет.
-Я ищу Ирину Андреевну...
-Это я. Слушаю вас.
Рассказал о таинственном медальоне, моих поисках и книге ее отца, в которой, по моему мнению, не хватало важной информации.
-Проходите в дом. Моя дочь Ольга, изучает историю и увлекается такими делами.
Несколько часов мы с Олей провели, перебирая коробки с документами, Которыми пользовался Олин дедушка во время написания книги. Хорошо, что он никогда ничего не выбрасывал. Как это обычно бывает, на то, что нас интересовало больше всего, мы наткнулись в последней коробке. Это был фрагмент местной газеты от 15 июля 1916 года: "Все еще не найдено тело молодой женщины, которая погибла на прошлой неделе. Вероятнее всего, она утонула. Анне было 22 года"... На этом текст обрывался.
Я снял комнату у Ирины Андреевны. По правде сказать, мне очень понравилась Оля, да и на берегу ночевать почему-то уже не хотелось. В тот же день встретил знакомую старушку.
-Скажите, а когда погиб муж Анны? Ну... той, с обрыва, о которой вы рассказывали.
-Господь с тобой, милок, Данила Егорович и сейчас жив. Он-то и поставил крест на обрыве, когда вернулся. Живет отшельником в избушке под лесом. Практически ни с кем не общается... К морю даже близко не подходит!
-А сколько же ему лет?
-Да, вероятно, лет под сто будет, может, чуток меньше.
Утром следующего дня мы с Олей постучали в дверь дома.
-Открыто! - ответил хриплый мужской голос. Вошли в комнату. За столом сидел высокий худой старик. Ничего не говоря, я протянул ему медальон.
-Откуда он у вас? - дрожащим голосом проговорил хозяин.
-Нашел на берегу, под обрывом, - пояснил я.
-Знак дала Аннушка мне... Слава богу, к себе заберет. Истосковался я здесь без нее... - по впалым щекам потекли слезы.
-Расскажите нам о ней...
-Хорошо. Да и нужно. Скоро помру, пусть хоть в чьей-то памяти Анна будет жить! И потек неторопливый рассказ.
-В 1903 году я окончил училище торгового мореплавания, ходил в море, но после тяжелой травмы списали на берег. Вернулся в родной город, а тут по соседству новые жильцы дом купили. Дочка у них подрастала. Красавица, высокая, статная. Глаз не отвести! Да только на меня никакого внимания не обращала. Вокруг Анны много парней вилось, многие ухаживали. А я влюбился до такой степени, что ни есть, ни пить не мог. Вот тогда-то бабка одна подсказала выход:
-Хочешь, помогу Анну присушить? Только тебя любить будет, только тобой дышать станет. Почитай на полную луну заклинание...
Хоть и грех это, но я согласился. И вправду, через некоторое время Аннушка меня полюбила. Не знаю, бабка ли помогла, нет ли, неважно. Я к тому времени служил помощником на рыболовецком суденышке. Хоть и хромал, трудно было, но без моря не мог. Еле упросил капитана. В начале мая свадьбу сыграли. Не послушался родителей, которые пытались убедить меня:
-Нельзя жениться в мае! Всю жизнь будешь маяться!
Старик дрожащими руками открыл медальон.
-На этой фотографии я как раз накануне нашей свадьбы... Вскоре после венчания нужно было в море выходить, рыба пошла. Пришла моя Аннушка на берег попрощаться. А когда уходила, окликнул ее, но ничего не сказал больше, только рукой помахал. "Плохая примета это! Нужно было хоть что-то жене сказать",- буркнул один из рыбаков. "Предрассудки!" - хмыкнул я в ответ. Молодой, глупый был...
-