Найти тему
Густо Д.

И даже смена пола "Борису" не помогла

Я больше не беру интервью, я наглейшим образом цитирую чужие. В данном случае, вот это http://muzlifemagazine.ru/sergey-nevskiy-u-nas-poluchilas-nemno/ и очень советую прочитать его всем, кто связан с музыкой профессионально.

А для остальных - коротенько о свежей премьере в Штуттгарте. «Борис» это соединение двух опер, которые идут на одной сцене: «Борис Годунов» Мусоргского в первой редакции 1869 года и новодел «Время секонд-хэнд» Сергея Невского по нонфикшену Светланы Алексиевич. (Если кто-то не помнит её, напоминаю - это белорусская жрица чернухи, которой удалось хайпануть на истории СССР и хапнуть Нобелевскую премию по литературе. Когда творчество оценивают по политической мерке, это глупо, это бессовестно, это, в конце концов, устарело и должно было исчезнуть вместе с Советским Союзом.)


Невский поясняет:" Структура похожа на застежку-молнию: две оперы входят одна в другую. Семь картин Мусоргского и восемь моих сцен плюс хоровой пролог сменяют друг друга. Причем ближе к концу фрагменты моей музыки становятся все длинней и появляются все чаще, то есть происходит плавный переход от Мусоргского к Невскому. После сцены смерти Бориса идет большой десятиминутный финал «Времени секонд-хэнд» с терцетом, квинтетом и с пятиминутным монументальным хором, который замыкает весь трехчасовой спектакль.

Я выбрал шесть персонажей у Алексиевич, которые – по замыслу режиссера, которому пришлось ставить две оперы одновременно, являются чем-то вроде альтер эго побочных персонажей Мусоргского. Мусоргский, как я уже сказал, охотнее пишет о мужчинах, Светлана Алексиевич – о женщинах. В результате в моей опере поют шесть женщин и двое мужчин (одного женского персонажа у Алексиевич мы переделали в мужчину, чтобы хоть как-то восстановить гендерное равновесие)."

Больше цитировать не буду. Далее Невский рассуждает о настолько тошнотворном эпизоде из Алексиевич, что это уже не влезает в формат моего уютного канала. Расскажу лучше, как выглядит конечный продукт.

-2

Поначалу смотреть интересно. Массовка, будто облитая нефтью, видимо, символизирует русский народ, состоящий сплошь из миллиардеров. Интересна конструкция костюмов - у шеи свернуты полотнища золотой ткани, которые по ходу дела расправляются, чтобы стать хитонами. Вот-вот, именно так оно и в жизни: когда русским надоедает купаться в нефти, они покрывают себя листами золота!

-3

Это всё забавно, а под Мусоргского подавно. Но начинается эпизод, написанный Невским, и невольно тянешься перемотать. Сталин на экране над сценой, лапти на головах певцов, платьице с глазом вводят в ступор. Хотя я вообще-то не против глазастых платьев https://zen.yandex.ru/media/d_gusto/tri-glaza-adriana-5e6fe12ef6d9d7377d6e0248

-4

Сергей Невский не смог составить пару гениальному композитору. Он пишет в точности то, что пишут сейчас все, кто окончил консерваторию. Здесь флейта сыграет ля, здесь два раза громыхнет барабан, вот и вся премудрость. Мелодий больше не делают. Чувств не вызывают. Представить себе типичную современную симфонию так же просто, как вообразить среднестатистическую попсовую песню.

-5