Найти тему
Что ждать от власти?

Александр Стефанович видел, как плакал Высоцкий.

Режиссёр Александр Стефанович в 1970 году задумал снять фильм о том, как диссидент решил бежать на Запад. А чтобы фильм сразил зрителя наповал, задумал пригласить на главные роли Высоцкого и Марину Влади! Они в ту пору только поженились, у них трогательный и нежный роман. Режиссёр дал Высоцкому почитать сценарий. Сценарий Высоцкому и Влади понравился. Впрочем, он был готов сниматься в чём угодно и где угодно, лишь бы работать, лишь бы прорваться на экран.

Александр Стефанович.
Александр Стефанович.

Марину после чтения сценария потянуло на воспоминания: «Когда мой отец бежал от большевиков, он долго не мог найти работу и содержал нашу семью, играя на бильярде. Русские почему-то думают, что если они сбегут на Запад, то там все перед ними расстелятся. Это миф, и этот миф надо жёстко развеять. Русские там и даром никому не нужны! Нужно свою страну изменять, а не убегать за её пределы. Вот в чём я вижу пафос вашего фильма. Потому хочу вам, ребята, сказать: с удовольствием буду у вас сниматься».

-2

Стефанович и его соавтор Александр Шлепянов на вершине блаженства: заполучить в фильм двух таких актёров, да ещё такого консультанта по Западу, как Марина Влади, да ещё такого поэта и певца, как Володя Высоцкий, – о чём ещё мечтать! Расстались самыми лучшими друзьями.

Стефанович известен, как один из мужей Аллы Пугачёвой.
Стефанович известен, как один из мужей Аллы Пугачёвой.

Воодушевлённый Стефанович разворачивает на «Мосфильме» бурную деятельность по запуску фильма в производство. Но тут власть на полном ходу нажала на тормоза. Стефановича и Шлепянова вызывают на Лубянку. Даже прислали за ними машину, чтобы они на метро или такси не тратились. Проводят в комнату без окон. Приказывают сидеть и ждать. Сидят, ждут. Открывается дверь, входят два человека, представляются: полковник Абрамов… полковник Жуков…

И заводят полковники такие речи: «Мы хотим с вами серьёзно поговорить. Вы, молодые люди, пришли на «Мосфильм», собираетесь снимать идеологическую картину, а вы хорошо подумали над последствиями своего поступка? Мы считали вас серьёзными людьми, которым можно поручать большое дело, которым можно доверять огромные государственные деньги. Считали вас людьми талантливыми. И вдруг вы что – с ума сошли?! Вы с кем связались?»

Стефанович и Шлепянов в полном отупении: «А с кем мы связались?» – «С антисоветчиком Высоцким, вот с кем! С мерзавцем, негодяем, диссидентом и с этой его, слов не буду подбирать, Мариной Влади, которая ещё неизвестно, на какую разведку работает!»

Режиссёр и сценарист очумело лепечут, что Влади – член Французской компартии и вообще прогрессивный человек, а Высоцкий – актёр, снимался в других фильмах… Полковникам это неинтересно: «Кажется, разговор не складывается. Ребята нас не понимают. Вы на «Мосфильме» хотите работать?» – «Хотим». – «Тогда вот что: или вы забываете навсегда два эти имени, или вы никогда в жизни не работаете на киностудии «Мосфильм» и вообще в кино. Выбирайте. Дискуссия закончена. До свидания».

Стефанович пытался что-то предпринять, чтобы всё же пробить Высоцкого и Влади в фильме, подключил автора гимна Советского Союза Сергея Михалкова. Но даже его, любимца партии и КГБ, никто не послушал. Дирекция студии, естественно, была в курсе мнения Лубянки, кого следует снимать в фильме, а кого нет, потому приказали: никаких Высоцких и Влади!

Когда Стефанович понял, что ничего сделать не удастся, поехал в Театр на Таганке, нашёл Высоцкого: «Володя, у меня серьёзный разговор». Они сели в буфете и Стефанович сказал: «Мы очень хотели, чтобы вы снимались. Но с нами провели очень жёсткий разговор в одной организации, сам понимаешь какой. Там сказали, что вы у нас сниматься не будете...»

И тут происходит сцена, которую Стефанович не забудет до конца дней своих: у Высоцкого глаза наливаются слезами. И он с невыразимой болью и мукой спрашивает: «Ну, объясни: за что? Что я им сделал? Объясни мне: за что?»

Не Стефановича спрашивал – небеса.