Каждый из нас заключал договор, в основном: трудовой, гражданско-правовой и коллективный. Понятно, что видов договоров куда больше, но это самые распространенные, что мы используем в повседневной жизни. Так какие ошибки совершают при заключении договора?
Уже существует определенная сводка типичных ошибок при заключении договоров:
1)ошибки в предмете договора (не указаны объект недвижимости или конкретный объем услуг)
2) ошибки в определении цены договора (не ясный порядок образования цены (нет калькуляции и т.д.), не определен порядок расчетов, цена договора в иностранной валюте по отношению к договору, заключенному российскими юр. лицами на территории РФ, с оборудованием и материалами приобретенными в РФ.
3) ошибки при приемке результата (отсутствует согласованная сторонами форма акта приемки услуг, порядок приема результата товара, услуг или объекта недвижимости)
4) ошибки в преамбуле (отсутствие сведений о полномочиях (доверенность и т.д.), действие не уполномоченных лиц)
5) прочие (не точно изложены права и обязанности, не урегулирован вопрос об убытках, не указаны сроки проведения работ и т.д.)
Но это не того рода ошибки, которые хочу обсудить. Данные ошибки не обычных обывателей, выявленные эмпирическим путем. Хочу поведать о «глупых» ошибках людей в обыденной жизни.
Одной из них является некомпетентность сотрудников, предлагая услугу, порой, сами работники не знают все «подводные камни», продаваемых ими услуг.
Бывает же напротив, что намеренно или ненамеренно вводят в заблуждение, желая увеличить продажи, умалчивают нюансы договора. Например, при покупке смартфона сотрудники предлагают оформить страховку от кражи телефона. Замечательная страховка, телефон украдут, а взамен новый дадут, но они не уточняют при каких условиях действует данный договор. Только после инцидента узнаешь, что страховка действует в том случае, если его вытащат из кармана. Причем, это должен быть не карман рюкзака, сумки, а карман куртки или брюк.
Отсутствие дотошности по отношению к договору и покупаемым услугам. При заключении договора купли продажи потребитель, читая договор, не понимает, о чем идет речь, т.к. язык сложный для восприятия, быстро устаешь при прочтении и запутываешься в терминологии. Некомпетентность и нежелание узнать приводят к неприятным последствиям.
Немаловажную роль играет невнимательность. Порой заключая договор, не замечаешь оплошности, допущенные в написании личных данных, паспортных данных, опечатки. Также ошибки в смысловой нагрузке договора, что реже.
Поспешность главная ошибка при заключении договоров. Например, приходя к частному стоматологу, надо пройти ряд манипуляций: составление карты, заполнение формы, анамнеза, а после еще подписать договор. Ты пришел на неприятную терапию, хочешь, чтобы это как можно скорее закончилось, а тебе еще надо читать условия договора, понятное дело, нет времени на это. К тому же образуется еще и очередь и не хочется никого задерживать, ставить себя в неловкое положение, нарываться на конфликт, ведь все же спешат. И чаще подписываешь, не глядя, максимум проверяя паспортные данные. И еще один из частых примеров, когда, продлевая трудовой договор работники, не глядя их подписывают. Так как это стандартная процедура, работаешь давно, ничего нового там нет и у тебя нет времени на это.
Таким образом, можно сказать, что все ошибки совершаются из-за нехватки времени. Его ограниченность или даже некорректное распределение приводят к выше перечисленным ошибкам. Обращая внимания и уделяя чуть больше времени, можно обезопасить себя от последующих неприятностей.