Мои заметки
Кому-то из нас, если не всем, наверняка приходилось давать обещания Богу, а может и чего посерьезнее, клятвы и горячие уверения в том или ином нашем намерении. Как ни странно, но зачастую эффект обратный, еще вчера мы поклялись исправить ту или иную погрешность, победить страстишку, а уже сегодня она смеется над нами. Стыдно, неловко, горько, а все потому, что думали клятвой приобрести силу, а на самом деле, только расписались в своей слабости. Но урок хороший.
Так что же дает силу нашим намерениям, а что эту силу отнимает в действительности? Все просто. Приведу два примера. Один Евангельский, клятва апостола Петра, все знают горькие последствия этой клятвы и помнят, как горько плакал апостол Веры, который стал с этих пор апостолом Покаяния. Но тут высота, Христос рядом, все промыслительно, тогда другой пример из наших дней. Некая прихожанка страдала от чревоугодия. На исповеди приходилось всегда горько сожалеть о своей слабости и она решил дать обет перед иконой Спасителя и в присутствии священника, чтобы теперь уже под страхом нарушения клятвы обуздать свою страсть. Священник тихо отговаривал ее от этого шага, но она твердо верила, что такие важные обстоятельства помогут ей страхом сдержать себя. Излишне говорить, обет был нарушен на следующий день и раскаяние было не менее горьким, чем у апостола Петра.
Вывод простой, силу нашим благочестивым намерениям придают не клятвы и обещания, помните «Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою…(Иак.5,12.)», а смирение и доверие Богу. Смирение, не доверие себе, дает нам силы доверять Богу. А доверие Богу учит нас благоразумной осторожности, рассудительности, покаянию и упованию на милосердие Божие, а не на свою гордость и самонадеянность. Очень хочется быть сильными в духовной жизни, но сила наша в немощи совершается, как говорил апостол Павел. Сила наша во Христе, который знает когда полезно отъять от нас искушение, прекратить болезнь, победить страсть, а нам только остается терпеливо ждать и уповать, что придет день и час, когда мучающая нас страстишка будет побеждена силою Христовой, а не нашим мнимым усердием.
Страсти, их сила и постоянство учат нас главному, надежде на Бога. Мы только думаем, что доверяем Ему. Ну вот кажется сегодня я уж точно доверю Богу себя, своих близких, свои немощи, свои ошибки и страдания. Проходит день, и нам стыдно подойти к иконам, все наше доверие оказалось мнимым. Это от того, что всякое доверие зиждется на смирении, которому надо долго и трудно учиться делом. Не моя воля, Господи, пусть будет, а Твоя!