История
Интерес к экологичности в сфере моды наблюдались еще в конце 20 века. В 1990 году The New York Times и Vogue опубликовали статьи об экологических тенденциях в мире моды. В 1995 году Джорджио Армани начал использовать коноплю в своей коллекции Emporio Armani.
Экологические инициативы привели к тому, что в середине 2000-х годов термин "медленная мода" появился и начал использоваться в интернет среде. Активное распространение термин получил в 2007 году благодаря Кейт Флетчер, после публикации статьи в журнале Ecologist, где автор сравнила движение "медленной моды" с движением Слоуфуд. Согласно ей, «медленная мода — это не сезонный тренд, который приходит и уходит, как линька у животных, а набирающее обороты экологически рациональное движение». Концепция получила широкое распространение, с большим количеством последователей. В 2009 году журнал Vogue проследил историю контекста медленного движения моды. Карл Оноре, автор книги "В похвалу медлительности" отмечает, что подобный подход к производству и потреблению является революционным процессом в современном мире, поскольку он побуждает тратить время на обеспечение качественного производства, придавать ценность продукту и рассматривать связь с окружающей средой.
Медленная мода (англ. Slow fashion) — направление в медленном движении (медленное движение (англ. Slow Movement) — культура замедления ритма жизни), применяющее принципы данного движения к моде и одежде. Это способ найти и реализовать подходы к производству и использованию одежды, основанные на переориентации стратегий дизайна, производства, потребления, использования и повторного использования, которые уменьшат влияние на окружающую среду и общество в целом.
Основные принципы
Движение медленной моды основано на тех же принципах, что и движение медленного питания (слоуфуд), выступающее в качестве альтернативы массовому производству одежды. Изначально движение медленной моды отвергало всю массово произведённую одежду, признавая только то, что сделано вручную, но постепенно расширило свои принципы и толкования.
Некоторые примеры практики медленной моды:
- Бойкотировние массового производства одежды и быстрой моды.
- Выбор в пользу одежды местного производства и ремесленных изделий для поддержания малого бизнеса; честная торговля.
- Покупка винтажной одежды.
- Жертвование ненужной одежды.
- Выбор одежды из экологически рациональных, этично произведённых или переработанных тканей.
- Выбор качественной одежды, которая будет служить долго и подлежит восстановлению, выбор классического стиля вне сезонных трендов.
- Самостоятельное производство — изготовление, ремонт, изменение и переработка собственной одежды.
- Замедление темпов потребления модной одежды: покупать меньше и реже.
Медленное движение в моде — это совокупность всех «устойчивых», «экологических» и «этических» направлений моды. Оно поощряет изучение связей швейной промышленности и её воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, замедление цепочки поставок для сокращения количества трендов и сезонов в моде, а также производство качественных вещей и возвращение большей ценности одежде, противоположность «одноразовой» моды. Ключевой тезис медленной моды — «качество важнее количества». Это означает замедление темпов потребления одежды и выбор вещей, которые прослужат дольше.
Влияние
Медленная мода зачастую состоит из долговечных материалов, традиционных методов производства или концепций дизайна, которые не зависят от сезона. Медленный подход к производству направлен на то, чтобы повлиять на многие точки производственной цепочки. Для работников текстильной промышленности развивающихся стран медленная мода означает более высокую заработную плату и безопасные условия труда. Благодаря медленной моде конечные потребители получают продукты более высокого качества, из безопасных материалов. С экологической точки зрения это означает, что существует меньше одежды и промышленных отходов, которые удаляются из использования в соответствии с переходными тенденциями в медленной моде. В последние годы движение получает большую известность и значительный рост количества последователей за счет обостряющихся экологических проблем.
Критика
Движение подвергается критике из-за того, что оно наносит удар по малообеспеченным потребителям, единственным средством доступа к трендам которых являются дешевые и доступные товары. Из-за экологичности компонентов изделия и меньшей автоматизации производства, финальная стоимость товара значительно возрастает. Те потребители, которые занимают высокое положение в обществе, могут позволить себе потреблять товары медленной моды и укреплять свой статус и положение, в то время как те, кто занимает более низкое социальное положение, негодуют, когда им говорят оставаться на нижних ступенях статусной иерархии.
Потребители с большим нежеланием готовы переплачивать за товары медленной моды. Согласно исследованию, большинство покупателей США и Великобритании готовы платить лишь на 5% больше за продукты этической моды.
Критики подвергаются некоторые бренды, которые утверждают, что стремятся следовать принципам медленной моды, но не делают этого на самом деле. Например, шведскую компанию H&M обвинили в том, что она не является устойчивой, когда выяснилось, что она сжигает свою непроданную одежду.
В культуре
В 2015 году Эндрю Морган выпустил документальный фильм "The True Cost", в котором он путешествовал по миру и пытался понять как производится одежда. В фильме рассматриваются различные подходы к производству одежды, их влияние на окружающую среду. Особый акцент делается на медленной моде и устойчивом производстве.
Ссылка фильма на русском языке: