Когда речь заходит о линкорах, один из самых первых вопросов, который обычно интересует, – какими орудиями вооружен данный корабль, ведь именно мощью артиллерийского огня линкоры всегда отличались от других классов боевых кораблей – и это, наверное, правильно. Конечно, бронирование, скорость хода, мореходность и дальность плавания – тоже достаточно важные показатели, определяющие эффективность линкора, и история мирового кораблестроения имеет много примеров того, что за пренебрежение данными характеристиками иногда приходилось очень дорого расплачиваться.
Переходя к герою нашей стати – линкору «Айова», отметим, что американским конструкторам удалось создать корабль, в котором большинство характеристик были максимально сбалансированы, и при этом установить самые современные и мощные орудия, рассмотрим подробнее именно главный калибр (ГК) этих линейных кораблей. Выбор орудий ГК для новых линкоров был произведен еще на этапе проектирования, как один из основных компонентов корабля.
К моменту проектирования ЛК типа «Айова» американские военные и кораблестроители достаточно четко определились с «главным линкорным» калибром – сделали выбор в пользу 16-дюймовых орудий (406 мм). К концу 30-х годов ХХ века американские судостроители уже имели богатый опыт постройки кораблей с 406-мм орудиями ГК – впервые 406-мм орудия были установлены еще на ЛК типа «Мэриленд», введенных в строй в 1921-1923 годах. Однако за период «линкорных каникул» было сформировано большое количество мнений насчет того, какие же пушки должны быть на линкорах американского флота. Причем, если кто-то считает, что выбор был очевиден, то это не так. Достаточно вспомнить, что подобная работа велась во многих флотах мира, и выводы были достаточно разными.
В Великобритании после строительства ЛК с 406-мм главным калибром («Нельсон», «Родней») перешли к постройке кораблей с 356-мм орудиями (линкоры типа «Кинг Джордж V»), при этом основу флота составляли ЛК с 381-мм орудиями. Французы строили корабли с 330-мм (тип «Дюнкерк») и 380-мм (тип «Ришелье») орудиями, новые итальянские ЛК получили 381-мм пушки, как и немецкие «Бисмарк» и «Тирпиц», получившие 380-мм/47 орудия главного калибра SK C/34. Из крупных мировых держав кроме США только Япония для своих новых ЛК типа «Нагато» выбрала 410-мм орудия, а для суперлинкоров типа «Ямато» – 460-мм орудия.
Так что не приходится удивляться, что в США еще при проектировании ЛК типа «Норт Кэролайн» рассматривались многочисленные варианты вооружения с 356-мм пушками. Однако использованные для линкоров «Норт Кэролайн» и «Вашингтон» 406-мм/45 орудия Mk6 оказались достаточно удачными и в дальнейшем они были установлены и на ЛК типа «Саут Дакота». Поэтому при проектировании линкоров типа «Айова» в качестве орудий ГК рассматривались в первую очередь 406-мм/45 пушки Мк6, которые американцы считали самыми мощными в мире. Были и другие варианты – и использование 406-мм/50 орудий Mk2, находящихся на складах, и разработка новых 406-мм и даже 457-мм орудий. В результате для новых ЛК было разработано новое 406-мм/50 орудие Mk7.
По результатам сравнения характеристик орудий ГК линкоров «Саут Дакота» и «Айова» видно, что 406-мм/50 орудия Мk7 были значительно мощнее своих предшественников Мk6 и легче Мk2(3) (табл.1).
По расчетным данным бронебойный снаряд АР Мk8 (1 225 кг) был способен на дистанции 9 144 м (10 000 ярдов) пробить поясную броню толщиной 664 мм, а на дистанции 27 432 м – броню 380 мм! (табл.2).
Орудия имели скрепленный ствол, с лейнерами. Его диаметр в районе зарядной каморы равнялся 1 245 мм, у дула – 597 мм. Число нарезов – 96, крутизна нарезки – один оборот на 25 калибров. Орудия оборудовались поршневым затвором качающего типа, который откидывался вниз. После выстрела канал ствола продувался воздухом низкого давления.
Девять 406-мм орудий Мk7 на линкорах типа «Айова» были размещены в трех трехорудийных башнях с углом возвышения 45 градусов, что обеспечивало дальность стрельбы до 38 720 м (снаряд массой 1 225 кг). Башни по компоновке практически не отличались от башен ЛК типа «Саут Дакота». Вес вращающейся части башни составлял от 1 728 до 1 735 т, внутренний диаметр барбета – 11,35 м. Каждую башню обслуживал расчет из 94 человек.
Орудия устанавливались в индивидуальных люльках (расстояние между осями орудий – 2,97 м), угол вертикального наведения от -5 до +45 градусов (по другим данным: -2/+45 для башен № 1 и № 3, 0/+45 градусов для башни № 2); угол горизонтального наведения – от -150 до +150 градусов от диаметральной плоскости. Все приводы были электрогидравлические; для горизонтальной наводки использовался электродвигатель мощностью 300 л.с., для вертикальной – по одному электромотору мощностью 60 л.с. на ствол. Механизмы обеспечивали наведение по вертикали со скоростью до 12 градусов, а по горизонтали – 4 градуса в секунду. Заряжание орудий осуществлялось при фиксированном угле возвышения – +5 градусов.
По данным американских источников расчетная скорострельность орудий «Айовы» определена двумя выстрелами в минуту, по другим данным отмечалось, что за один час все девять орудий ЛК были способны выпустить около 1 080 снарядов (так что считайте сами, уважаемые читатели).
406-мм снаряды хранились вертикально в неподвижном двухъярусном кольцевом магазине внутри барбета башни. Для обеспечения заряжания орудий при любом угле ГН внутри башенной установки находились две кольцевые платформы, способные вращаться независимо от башни. На эти платформы подавались снаряды, которые затем доставлялись к подъемникам. Типовая боеукладка башни составляла 130 снарядов.
Заряды хранились отдельно в двухъярусных погребах в нижних отсеках, подавались в беседках по шесть штук зарядными цепными подъемниками. Башни № 1 и № 3 обслуживали шесть погребов, башню № 2 – восемь. Заряды хранились в шелковых картузах и начинялись бездымным порохом марки SP, для фугасных снарядов Мk13 (862 кг) иногда использовался порох марки D-846.
Особенностью американских башен ГК на ЛК было отсутствие перегрузочных отделений, характерных, например, для английских ЛК. Американскими конструкторами была предложена довольно сложная система герметичных дверей, которые теоретически не должны были допустить распространение огня по подъемникам. Как отмечали эксперты, такое решение выглядело абсолютно не бесспорным – риск «взлететь на воздух» у американских ЛК из-за пожара в орудийных башнях был существенно выше, чем у большинства ЛК того времени (вспомним «Худ»).
Однако опыт боевых действий не дал нам таких примеров, с другой стороны, взрыв в башне № 2 линкора «Айова» 19 апреля 1989 года, в результате которого воспламенилась почти тонна пороха, находившегося на верхнем уровне и в беседках зарядных элеваторов, не привел к гибели корабля. При взрыве погиб весь личный состав башни (47 человек), но герметичные нижние двери элеваторов не дали огню проникнуть в зарядные погреба, что спасло линкор.
Для новых орудий был разработан и новый боеприпас – в середине 1939 года на замену ББ снаряду Мk5 (1 016 кг) на вооружение ВМС США поступил снаряд Мk8 весом 1 225 кг. Заряд взрывчатки составлял 1,5 % от веса снаряда, донный взрыватель Мк-21 взводился при ударе снаряда о броню толщиной более 37 мм. Снаряды Мk8 использовались всеми «новыми» ЛК США, начиная с «Норт Кэролайн». Для своего калибра этот снаряд был самым тяжелым в мире. Например, 406-мм снаряд английского «Нельсона» весил 929 кг, 410-мм снаряд японского ЛК «Нагато» – 1 020 кг. В то время только ББ снаряды 460-мм орудий «Ямато» были тяжелее – их масса составляла 1 330 кг!
Однако использование тяжелых снарядов при полном заряде приводило к повышенному износу ствола, поэтому был разработан более легкий – фугасный снаряд Мk13 весом «всего» 862 кг, хотя назвать его «легким» вряд ли будет правильно. Сравните, снаряд 380-мм орудий французского ЛК «Ришелье» весил 884 кг, а немецкий «Бисмарк» использовал снаряды весом всего 800 кг.
Заряд взрывчатки фугасного снаряда Мk13 составлял 8,1 % от массы снаряда (около 70 кг ВВ) и приводился в действие несколькими типами взрывателей: Мk29 (ударный мгновенного действия), Мk48 (ударный с замедлением 0,15 сек.), Мk62 (с дистанционной трубкой, замедление до 45 сек). В конце войны (для большей сохранности стволов) при стрельбе по береговым целям для этого снаряда применялся уменьшенный заряд пороха– 147,4 кг (начальная скорость снаряда – 580 м/с).
В послевоенное время на основе Мk13 были созданы новые снаряды Мk143, Мk144, Мk145 и Мk146. Эти снаряды имели более совершенные взрыватели и боевые поражающие элементы, позволявшие эффективнее вести огонь по береговым целям, так как на море уже не осталось боевых кораблей, имевших к тому времени «приличную броню». Однако вес этих снарядов был 862 кг, как и у прототипа – Мk13. Интересная особенность – снаряды для разных линкоров имели специальную цветную маркировку, позволяющую при взрыве отличать падения снарядов каждого корабля: для ЛК ВВ-61 «Айова» был выбран оранжевый цвет, для ВВ-62 «Нью-Джерси» – синий, для ВВ-63 «Миссури» – красный, для ВВ-64 «Висконсин» – зеленый. Для этого внутри снаряда имелась полость, в которую помещалось вещество, окрашивавшее разрыв. Такой метод маркирования снарядных всплесков впервые применили французы, это позволяло не только идентифицировать падение снарядов при стрельбе группы кораблей по одной цели, но и достигалась полная весовая калибровка каждого снаряда!
Стандартный боезапас башен 406-мм орудий на «Айовах» был неодинаков, в литературе указывается, что башня № 1 имела 390 выстрелов, башня № 2 – 460, башня № 3 – 370. Однако сведения о наличии боеприпасов разнятся. Так, по данным американского архива по состоянию на февраль 1955 года, на USS BB-63 «Миссури» в башне № 1 имелось 387 снарядов, в башне № 2 – 456, в башне № 3 – 367.
Любопытно отметить, что конструкцией корабля предусматривалась возможность перемещения снарядов между носовыми и кормовыми орудиями. Балакин С.А. в своей книге «Суперлинкоры Америки» указывает, что на третьей палубе был сквозной коридор, оснащенный монорельсом (так называемый «Бродвей»), который и служил для этой цели. Этот коридор должны помнить любители американского блокбастера «Морской бой». Именно по нему четверо американских моряков несли снаряд с красным донышком от взорванной кормовой башни к башне № 2. Почему линкор не был уничтожен после взрыва кормовой башни, как при этом взрыве уцелел один снаряд – непонятно. Любопытно еще и другое – что за снаряд несли герои фильма, если они оценили его вес в полтонны? Ведь как мы уже знаем, самый легкий фугасный Мk13 (как и все его последователи) весил 862 кг, но его вряд ли смогли бы бодро поднять и «весело» нести четыре человека, тем более по узкому коридору. Американцы в 1980-х годах сделали попытку создать снаряд для сверхдальней стрельбы – вот он и имел вес 454 кг, однако снаряд был подкалиберный и вряд ли мог быть эффективно применен по береговой площадной цели. Еще одна загадка этого фильма – почему не воспользовались монорельсом? Но это мы вряд ли узнаем, вернемся к ГК ЛК типа «Айова».
Характеристики рассмотренных снарядов ЛК типа «Айова» позволяют отнести их к одним из самых мощных. Как показали испытания, ББ снаряд весом 1 225 кг был способен проникать через бетон толщиной 9 м, а фугасный снаряд (862 кг) при разрыве создавал на земле воронку диаметром 15 м и глубиной 9 м! По опыту использования «Нью-Джерси» во время Вьетнамской войны приводятся случаи, когда залп фугасными снарядами по джунглям создавал для посадки вертолетов зону диаметром 180 м (зона поваленных деревьев была в диаметре 270 м)!
Мы рассмотрели основные параметры орудий ГК линкоров типа «Айова», однако к 40-м годам ХХ века успех в бою определялся уже не только калибром и количеством пушек, весом залпа и дальностью стрельбы. К этому времени одним из основных элементов вооружения стали системы управления огнем (СУО).
На ЛК «Айова» была установлена СУО ГК GFCS (Gun Fire Control System), которая доказала свою эффективность на предшественниках «Айовы». Основными компонентами GFCS являлись автомат стрельбы Мk8 со специальным стабилизирующим устройством, два директора Мk38 и один директор Мk40. В качестве резервных систем использовались три башенных дальномера.
Основное оборудование этой системы и персонал размещались в центральном посту, расположенном ниже ватерлинии под броневой палубой. В центральном посту с использованием «аналогового компьютера» – счетно-решающего устройства Мk8 (автомата стрельбы) обрабатывалась вся необходимая информация, которая поступала от РЛС и КДП (директоров), и с учетом собственных параметров движения корабля (скорость, курс, крен, дифферент, направление ветра, плотность и температура воздуха) вырабатывались данные для стрельбы башенных орудий ГК. Система позволяла учитывать даже состояние собственных боеприпасов и степень износа стволов!
КДП Mk38 располагались на носовой (высота над ватерлинией – 35,4 м) и кормовой надстройках (высота – 20,7 м) и имели по 8-метровому оптическому стереодальномеру Mk48, радару Mk8 и несколько оптических прицелов. Директор (КДП) Mk40 был установлен на крыше боевой рубки, в его состав входили оптические прицелы и РЛС Mk3. Все полученные данные в режиме реального времени с помощью сельсинов синхронно передавались механизмам вертикальной и горизонтальной наводки 406-мм орудий ЛК.
Необходимо признать, что именно эти первые «компьютеры» обеспечивали исключительно точную для своего времени стрельбу американских ЛК в годы Второй мировой войны. Трудно представить, но Мk8 для баллистических расчетов стрельбы по движущейся мишени требовалось не более 30 секунд! Для второго и следующих залпов требовалось буквально несколько секунд, а по неподвижной цели огонь ГК можно было открывать практически мгновенно после ее захвата дальномером. Стоит ли удивляться, что расчеты, полученные в результате исследования точности стрельбы ЛК типа «Айова», свидетельствовали: точность стрельбы по цели размером с немецкий ЛК «Бисмарк» (на параллельном курсе) на дистанции 9 144 м (10 000 ярдов) составит 32,7 %, на дистанции 18 288 м – 10,5 %; на встречном курсе – 22,3 % и 4,1 % соответственно!
Практическая стрельба, проведенная уже в 1987 году, подтвердила достаточно высокую точность артиллерийского огня этих ЛК. Огонь велся в районе острова Крит с дистанции 34 000 ярдов (31 900 м) по мишени длиной 200 м и шириной 112 м. Было сделано по пять выстрелов из правых орудий каждой из башен – 14 из 15 снарядов (93 %) упали в 230 м от центра мишени, причем 8 из 15 снарядов (53 %) – в пределах 140 м от центра, показав при этом хорошее накрытие цели. Как говорится, – комментарии излишни.
В заключение отметим, что орудия ГК, которые получили линкоры типа «Айова», были не только мощными и дальнобойными. Они оказались и достаточно надежными пушками, ведь только подумайте – эти орудийные установки прослужили более 50 лет, пережили несколько консерваций / расконсерваций, и после этого еще и стреляли! Проверка работоспособности всех двенадцати башен ГК, проведенная в 1980 году (через 46-47 лет после постройки линкоров), подтвердила, что все орудия находятся в отличном состоянии. Только на двух пушках ЛК ВВ-61 «Айова» были выявлены неисправности в системе ВН, которые были устранены соответствующими регулировками и заменой нескольких деталей.
Так что спущенные на воду и введенные в строй в 1943-1944 году ЛК типа «Айова» получили одни из самых совершенных орудий ГК, и в последующем, как показывает история, смогли их использовать в полную мощь для достижения господства США сначала на море, затем – во всем мире. Может быть, символично, что именно под 406-мм орудиями линкора «Миссури» 2 сентября 1945 года был подписан акт капитуляции Японии, положивший конец Второй мировой войне.
Список используемой литературы
1.Campbell, J. Naval Weapons of World War Two. – Naval Institute Press, Annapolis, Maryland. – 2002. – 403 с.
2.Friedman N. US Battleships: An Illustrated Design History. – Naval Institute Press, Annapolis, Maryland. – 1985. – 479 с.
3.Апальков, Ю.А. Линейные корабли ВМС США типа «Айова»: создание, боевое использование, конструкция /Ю.А.Апальков. – М.: – ТМ, – 1995. – 28 с.
4.Балакин С.А. Суперлинкоры Америки. «Айова», «Миссури», «Нью-Джерси», «Висконсин»/ С.А.Балакин. – М.: Коллекция: – Яуза: – Эксмо, – 2009. – 128 с.
5.Балакин, С.А. Линкоры типа «Айова» /С.А. Балакин //Морская коллекция, спецвыпуск 1 – 2003. – 72 с.
6.Дашьян А. В., Патянин С.В. и др. Линкоры Второй мировой в цвете. Самая полная энциклопедия. – М.: – Яуза, – ЭКСМО, – 2013. – 416 c.
7.Чаусов, В.Н. Линкоры типа «Саут Дакота» /В.Н. Чаусов// – Морская коллекция, спецвыпуск 1 – 2005. – 64 с.
8.http://www.navsource.org/