Я глубоко убеждена, что человек разумный должен читать. Невозможно стать зрелой личностью без приобщения к опыту других людей, который как раз и выражается в книгах. Неважно в художественных или биографических. Очень многое закладывается в наше сознание через то, что мы видим, слышим и читаем. Отсюда, полагаю, у каждого родителя должна развиться избирательность в отношении того, что читает и смотрит его чадо. В этой статье я расскажу про то, как я приучила к чтению своих старших детей.
Итак, моим читающим детям 9 и 7 лет. Со старшей где-то в возрасте пяти лет мы начали учиться читать по букварю Жуковой.
Не скажу, что было легко. Мы выучили буквы, начали складывать слоги. Но ребенку было не интересно. Иногда мы не занимались по несколько недель. Тогда я заметила, что уж что-что, а мультики смотрит она с удовольствием, и стала использовать это как мотивацию. Страница букваря на час мультфильма. По-моему честно. Но не совсем верно, использовать такой вид мотивации - он нелогичный. При чем тут букварь и мультики? Но сработало. Зная принципы складывания слогов, дочка самостоятельно осваивала азы чтения. В некоторых затруднительных случаях она обращалась за помощью, получала необходимое объяснение, двигалась дальше. Перед школой она читала уверенно и бегло. То, что ребенок читает быстро - не повод для гордости, скажу вам сразу. Какой смысл в чтении, если не понимаешь прочитанного. Это более сложный и тонкий процесс - научить ребенка понимать и осмыслять текст. И это беда поколения Z. Поток информации настолько стремителен, что наши дети в этом потоке просто теряются.
Как бывший учитель скажу вам с уверенностью - осмысленно читать не могут до 80% школьников начальной школы. К тому же современная школа рассчитана на фонетико-звуковую методику обучения чтению (как выше обозначенный букварь). Отсюда повальная безграмотность.
Над пониманием и осмыслением мы начали работать в 8 лет, и эта работа продолжается и сейчас.
Наши методы для развития осознанного чтения:
- ребенок читает 8-10 страниц произведения, после этого готовит пересказ прочитанного от лица основных персонажей, задействованных в этом отрывке.
- во время чтения ребенок периодически (каждые 1-2 страницы) останавливается и отвечает на вопросы "Кто?", "Что делает?", "Где?", "Когда?"
- ребенок ведет дневник, в котором фиксирует что он прочитал (название, автор), тему (о чем), идею (что хотел сказать автор), понравившиеся цитаты из книги. Завершает такую мини-рецензию собственная иллюстрация любимого героя или отрывка.
Средней дочке только исполнилось 8 лет (когда начала писать эту статью было 7) Она читает не очень уверенно, хотя стабильно. С ней ошибок раннего чтения я не стала повторять, просто всегда держала букварь на виду. Постепенно она стала интересоваться, вникать.
Здесь была другая проблема. Когда ребенок почувствовал первые трудности в чтении, она просто сдалась. Она готова была заниматься чем угодно, только не чтением. Тут я поняла, что нужно оставить ее в покое и дать заниматься тем, что ей действительно интересно. И это была биология. Вы когда-нибудь видели 6-летнего ребенка, увлеченного строением тела человека или тем, как из цветка образуется плод?! Я впервые! Обычный ребенок выкидывает огрызок яблока, мой ребенок ковыряется в нем, находит семечки и несет их мне с довольным видом "У нас будет дерево!" Так, я отступила от темы. На помощь пришел муж. К слову, папа строгий, но справедливый. Он купил семена для проращивания пшеницы и дал дочери. Не понимая, что с этим делать, но видя семечки, она стала спрашивать. На что получила однозначный мужской ответ - "Читай то, что написано на упаковке". Прочтение инструкции длилось несколько дней, с обидами и слезами. Я уже думала, из этого ничего не выйдет. Но оказалось, нет, вышло! Она прочитала, поняла и выполнила все действия в инструкции. И вы не представляете, сколько было счастья! Теперь она читает, осмысленно. И в этом заслуга мужа, его подхода. Основные моменты:
- Найти для ребенка правильную мотивацию. То есть подвести его к необходимости уметь читать, если хочешь делать то, что тебе нравится.
- Не бояться поставить задачу, возможно сложную для него в этом возрасте Быть рядом, но помогать только советом.
- Представлять образ прочитанного. Например, трудность вызвало слово "емкость". Она подумала, на что это слово похоже на слово "ямка". Провела ассоциацию, что это такие углубления. И теперь у нас в семье есть слово "ямкость"!
- После прочтения полезно нарисовать схему того, что прочитал. Она буквально по шагам расписала (как в наскальных рисунках), что ей предстоит.
На 8 лет подарили книгу, если ваш ребенок интересуется подобной тематикой, вот ссылка, там еще действует скидка на нее.
https://www.wildberries.ru/catalog/9739505/detail.aspx?targetUrl=EX
Книга очень классная, качественная, большая. А главное - контент! Он действительно интересный, написан доступно. Даже там, где про размножение. Не реклама, просто рекомендую)
На подходе младшая дочь, ей 5. Она уже складывает слоги и пишет кое-какие слова. И я к этому не имею ни малейшего отношения. Это все старшие сестры!
Выделю основные ошибки в обучении детей чтению, которые допустила сама:
- не сосредотачивайтесь на технике чтения, это второстепенно
- не надо рано учить читать ребенка, дайте мозгу созреть. И вообще не старайтесь настойчиво именно учить - если у ребенка есть материал для обучения в постоянном доступе и достойная мотивация, вы удивитесь, как он все способен сделать сам.
- с самого начала следите, понимает ли он прочитанное. Даже если прочитал две строчки. Исправлять всегда тяжелее.
- выбирайте правильную мотивацию, исходя из его познавательных увлечений (это не вкусняшки, мультики и другие развлечения)
Выделю еще моменты, которые помогают детям полюбить чтение:
- мы практикуем не только индивидуальное чтение (по интересам или программе), у нас есть время семейного чтения (когда мы читаем вместе одну книгу). Читаем, обсуждаем, анализируем вместе.
- По завершении чтения обязательно смотрим экранизацию. Подборку хороших книг для детей и фильмами, снятыми по их мотивам сделаю)
Главное помните!
Каждый ребенок уникален. И часто так бывает - что подходит одному, совершенно не подходит другому. Наша задача - увидеть его уникальность и найти подход к его личности. Кто это сделает лучше нас - родителей?!