Найти тему

Не надо детей учить читать! Объясняю, почему так.

Я глубоко убеждена, что человек разумный должен читать. Невозможно стать зрелой личностью без приобщения к опыту других людей, который как раз и выражается в книгах. Неважно в художественных или биографических. Очень многое закладывается в наше сознание через то, что мы видим, слышим и читаем. Отсюда, полагаю, у каждого родителя должна развиться избирательность в отношении того, что читает и смотрит его чадо. В этой статье я расскажу про то, как я приучила к чтению своих старших детей.

Итак, моим читающим детям 9 и 7 лет. Со старшей где-то в возрасте пяти лет мы начали учиться читать по букварю Жуковой.

Тот самый букварь. Не эталон, как я поняла позже.
Тот самый букварь. Не эталон, как я поняла позже.

Не скажу, что было легко. Мы выучили буквы, начали складывать слоги. Но ребенку было не интересно. Иногда мы не занимались по несколько недель. Тогда я заметила, что уж что-что, а мультики смотрит она с удовольствием, и стала использовать это как мотивацию. Страница букваря на час мультфильма. По-моему честно. Но не совсем верно, использовать такой вид мотивации - он нелогичный. При чем тут букварь и мультики? Но сработало. Зная принципы складывания слогов, дочка самостоятельно осваивала азы чтения. В некоторых затруднительных случаях она обращалась за помощью, получала необходимое объяснение, двигалась дальше. Перед школой она читала уверенно и бегло. То, что ребенок читает быстро - не повод для гордости, скажу вам сразу. Какой смысл в чтении, если не понимаешь прочитанного. Это более сложный и тонкий процесс - научить ребенка понимать и осмыслять текст. И это беда поколения Z. Поток информации настолько стремителен, что наши дети в этом потоке просто теряются.

Как бывший учитель скажу вам с уверенностью - осмысленно читать не могут до 80% школьников начальной школы. К тому же современная школа рассчитана на фонетико-звуковую методику обучения чтению (как выше обозначенный букварь). Отсюда повальная безграмотность.

Над пониманием и осмыслением мы начали работать в 8 лет, и эта работа продолжается и сейчас.

Наши методы для развития осознанного чтения:

  • ребенок читает 8-10 страниц произведения, после этого готовит пересказ прочитанного от лица основных персонажей, задействованных в этом отрывке.
  • во время чтения ребенок периодически (каждые 1-2 страницы) останавливается и отвечает на вопросы "Кто?", "Что делает?", "Где?", "Когда?"
  • ребенок ведет дневник, в котором фиксирует что он прочитал (название, автор), тему (о чем), идею (что хотел сказать автор), понравившиеся цитаты из книги. Завершает такую мини-рецензию собственная иллюстрация любимого героя или отрывка.

Средней дочке только исполнилось 8 лет (когда начала писать эту статью было 7) Она читает не очень уверенно, хотя стабильно. С ней ошибок раннего чтения я не стала повторять, просто всегда держала букварь на виду. Постепенно она стала интересоваться, вникать.

Здесь была другая проблема. Когда ребенок почувствовал первые трудности в чтении, она просто сдалась. Она готова была заниматься чем угодно, только не чтением. Тут я поняла, что нужно оставить ее в покое и дать заниматься тем, что ей действительно интересно. И это была биология. Вы когда-нибудь видели 6-летнего ребенка, увлеченного строением тела человека или тем, как из цветка образуется плод?! Я впервые! Обычный ребенок выкидывает огрызок яблока, мой ребенок ковыряется в нем, находит семечки и несет их мне с довольным видом "У нас будет дерево!" Так, я отступила от темы. На помощь пришел муж. К слову, папа строгий, но справедливый. Он купил семена для проращивания пшеницы и дал дочери. Не понимая, что с этим делать, но видя семечки, она стала спрашивать. На что получила однозначный мужской ответ - "Читай то, что написано на упаковке". Прочтение инструкции длилось несколько дней, с обидами и слезами. Я уже думала, из этого ничего не выйдет. Но оказалось, нет, вышло! Она прочитала, поняла и выполнила все действия в инструкции. И вы не представляете, сколько было счастья! Теперь она читает, осмысленно. И в этом заслуга мужа, его подхода. Основные моменты:

  • Найти для ребенка правильную мотивацию. То есть подвести его к необходимости уметь читать, если хочешь делать то, что тебе нравится.
  • Не бояться поставить задачу, возможно сложную для него в этом возрасте Быть рядом, но помогать только советом.
  • Представлять образ прочитанного. Например, трудность вызвало слово "емкость". Она подумала, на что это слово похоже на слово "ямка". Провела ассоциацию, что это такие углубления. И теперь у нас в семье есть слово "ямкость"!
  • После прочтения полезно нарисовать схему того, что прочитал. Она буквально по шагам расписала (как в наскальных рисунках), что ей предстоит.
Вот такую книгу подарили ей на 8 лет. Очень крутая, советую)
Вот такую книгу подарили ей на 8 лет. Очень крутая, советую)

На 8 лет подарили книгу, если ваш ребенок интересуется подобной тематикой, вот ссылка, там еще действует скидка на нее.

https://www.wildberries.ru/catalog/9739505/detail.aspx?targetUrl=EX

Книга очень классная, качественная, большая. А главное - контент! Он действительно интересный, написан доступно. Даже там, где про размножение. Не реклама, просто рекомендую)

На подходе младшая дочь, ей 5. Она уже складывает слоги и пишет кое-какие слова. И я к этому не имею ни малейшего отношения. Это все старшие сестры!

Выделю основные ошибки в обучении детей чтению, которые допустила сама:

  • не сосредотачивайтесь на технике чтения, это второстепенно
  • не надо рано учить читать ребенка, дайте мозгу созреть. И вообще не старайтесь настойчиво именно учить - если у ребенка есть материал для обучения в постоянном доступе и достойная мотивация, вы удивитесь, как он все способен сделать сам.
  • с самого начала следите, понимает ли он прочитанное. Даже если прочитал две строчки. Исправлять всегда тяжелее.
  • выбирайте правильную мотивацию, исходя из его познавательных увлечений (это не вкусняшки, мультики и другие развлечения)

Выделю еще моменты, которые помогают детям полюбить чтение:

  • мы практикуем не только индивидуальное чтение (по интересам или программе), у нас есть время семейного чтения (когда мы читаем вместе одну книгу). Читаем, обсуждаем, анализируем вместе.
  • По завершении чтения обязательно смотрим экранизацию. Подборку хороших книг для детей и фильмами, снятыми по их мотивам сделаю)

Главное помните!

Каждый ребенок уникален. И часто так бывает - что подходит одному, совершенно не подходит другому. Наша задача - увидеть его уникальность и найти подход к его личности. Кто это сделает лучше нас - родителей?!