Найти в Дзене

Биография Вольфганга Амадея Моцарта. Часть V

Вена: Ранние годы Окрылённый от своих триумфов в Мюнхене, где он свободно общается с дворянами, Моцарт теперь оказался размещен за столом в жилище для окружения архиепископа, которые ниже камердинеров. Кроме того, архиепископ отказал ему в разрешении играть на концертах (в том числе на одном из них с участием императора, на котором Моцарт мог заработать за полгода жалованья за вечер). Он был возмущен и оскорблен. Дело дошло до интервью с архиепископом Коллоредо, который, по словам Моцарта, пользовался нецерковным языком; Моцарт потребовал его увольнения, которое, в конце концов, свершилось на бурной встрече с придворным стюардом 9 июня 1781 года. Моцарт, который теперь уехал жить к своим старым друзьям Веберам (Алоиза была замужем за придворным актером и художником), начал зарабатывать на жизнь в Вене. Хотя он и жаждал встречи с придворным, но на данный момент он был озабочен тем, чтобы взять некоторых учеников, написать музыку для публикации и играть на концертах (которые в Вене прово

Вена: Ранние годы

Окрылённый от своих триумфов в Мюнхене, где он свободно общается с дворянами, Моцарт теперь оказался размещен за столом в жилище для окружения архиепископа, которые ниже камердинеров. Кроме того, архиепископ отказал ему в разрешении играть на концертах (в том числе на одном из них с участием императора, на котором Моцарт мог заработать за полгода жалованья за вечер). Он был возмущен и оскорблен. Дело дошло до интервью с архиепископом Коллоредо, который, по словам Моцарта, пользовался нецерковным языком; Моцарт потребовал его увольнения, которое, в конце концов, свершилось на бурной встрече с придворным стюардом 9 июня 1781 года.

https://ru.freepik.com/free-photo/violin-with-a-sheet-music_889591.htm
https://ru.freepik.com/free-photo/violin-with-a-sheet-music_889591.htm

Моцарт, который теперь уехал жить к своим старым друзьям Веберам (Алоиза была замужем за придворным актером и художником), начал зарабатывать на жизнь в Вене. Хотя он и жаждал встречи с придворным, но на данный момент он был озабочен тем, чтобы взять некоторых учеников, написать музыку для публикации и играть на концертах (которые в Вене проводились чаще в дворянских домах, чем на публике). Он также приступил к исполнению оперы "Похищение из сераля" (Die Entführung aus dem Serail). (В настоящее время Иосиф II требует, чтобы в придворном театре давалась немецкая опера, а не традиционная итальянская). Летом 1781 года до Зальцбурга стали циркулировать слухи о том, что Моцарт собирается жениться на третьей из дочерей Вебера, Констанце; но он горячо отрицал их в письме к отцу: "Я никогда не думал о том, чтобы жениться... кроме того, я не влюблен в нее". Но к декабрю он попросил у отца благословения на брак с Констанцей, в которую он теперь был влюблен и в которую, вероятно, через махинации ее матери и ее опекуна, он в какой-то степени был предан. Поскольку Констанце впоследствии уничтожил письма Леопольда, по легкомыслимым причинам, существует только одна сторона переписки; однако реакции Леопольда можно с легкостью предположить, и, похоже, что этот период ознаменовал собой ничтожный момент в отношениях между отцом и сыном.

В музыкальном плане главной заботой Моцарта была "Вступительная речь" в начале 1782 года. Опера, после различных задержек, вышла на сцену Бургтеатра 16 июля. История изречения императора "очень много нот, мой дорогой Моцарт" может быть не в буквальном смысле слов: в сочинении гораздо больше нот, чем в немецком репертуаре, с более полной фактурой, большей проработкой и более длинными ариями. Письма Моцарта к отцу дают представление о его подходе к драматическому сочинению, объясняя, например, использование сопровождающих фигур и ключевых отношений для воплощения смысла. Кроме того, он существенно изменил первоначальный текст, чтобы усилить его драматичность и предоставить лучшие возможности для музыки. Заслуживают внимания турецкая раскраска, созданная "экзотическими" витками фразы и хроматизмами, а также янычарными инструментами; расширенный финал второго акта, по примеру оперных буффов, но лишенный драматической тяги итальянского типа; выразительные и мощные арии для героини (по стечению обстоятельств названные Констанцей); то, что Моцарт назвал уступками венскому вкусу в комической музыке, как, например, дуэт "Виват Бахус".

"Die Entführung" пользовался немедленным и постоянным успехом; его быстро подхватили туристические и провинциальные компании - как это было в случае с "La finta giardiniera" - и носили репутацию Моцарта во многих немецкоговорящих странах. Однако он жаловался, что не заработал на опере достаточно денег, и стал уделять больше времени и сил другим направлениям. Позднее в том же году он работал над набором из трех фортепианных концертов и начал создавать набор из шести струнных квартетов, последний из которых был вдохновлен революционным Гайдном, соч. 33. Он также приступил к работе над декорацией до минор, которую поклялся написать о своем браке (клятву, которую он дал, когда его жена пережила трудные роды), но из которой были завершены только первые две части, "Кирие" и "Глория". Влияние на эту музыку, помимо австрийской церковной традиции, оказала музыка барокко (Бах, Гендель и др.), с которой Моцарт познакомился, вероятно, впервые, в доме своего покровителя барона Готфрида ван Свитена, коллекционера музыки и антиквара. Влияние барокко особенно заметно в запасных текстурах и строгих линиях одних сольных номеров, хотя другие - в декоративной южно-германской манере позднего рококо (этот интерес к "старомодному" контрапункту проявляется и в некоторых фортепианных произведениях Моцарта того времени и в его струнных переложениях музыки из "Хорошо темперированного клавира" Баха). Моцарт с женой приезжали в Зальцбург летом и осенью 1783 года, когда в аббатстве Святого Петра исполнялись завершенные части, с (как всегда предполагалось) Констанцией, исполняющей сольные партии сопрано.

На обратном пути в Вену Моцарт сделал паузу в Линце, где поспешно написал симфонию, известную по названию этого города, для концерта, который он там дал.

Продолжение следует...