Найти тему
Physical Removal for Dummies

Что такое консерватизм?

Консерватизм — одно из трёх классических политических направлений, стоящее в одном ряду с либерализмом и социализмом. Несмотря на то, что консерватизм как общественно-политическая мысль существует уже несколько сотен лет, его феномен до сих пор не изучен до конца и зачастую наполняется всевозможными мифами.

Одна из главных ошибок, выделяемых при его изучении — это приравнивание идеи консерватизма к явлению «охранительства». Это вполне может быть объяснимо как самим термином (образованного от лат. conservo — сохраняю), так и политическим мифотворчеством, деятели которого стремятся представить консерватизм как простое и иррациональное стремление сохранить существующий порядок во что бы то ни стало. В таком случае у консерватизма теряется всякое содержание, но присутствует лишь только необъяснимое желание сохранить тот или иной существующий строй.

Русский публицист А. Д. Градовский на эту тему писал следующее:

«Консерватизм не есть “охранение” во что бы то ни стало и какими бы то ни было средствами. Напротив… консерватизм есть важный регулятор в процессе общественного обновления».
«Консерватор хранит старину, но в пределах требования настоящего… Реакционер, напротив, живет стариной...».

Другой консервативный мыслитель, Л. А. Тихомиров излагал похожие мысли. Он разделял консерватизм на два вида — «ложный» и «истинный». «Ложный консерватизм» для Тихомирова — это определенное социально-политическое течение, которое господствовало среди защитников существующего строя. Его отличительный признак проявляется в области социально-политического развития и выражается в том, что «из боязни поколебать основы общества сковывает их, не дает им возможности расти и развиваться». «Истинный консерватизм», в отличие от «ложного», «совершенно совпадает с истинным прогрессом, в одной и той же задаче: поддержания жизнедеятельности общественных основ, охранения свободы их развития, поощрения их роста».

В действительности, консерватизм — это своего рода образ мысли, заключающийся в следовании основополагающим традициям страны, ее «вечным ценностям».

Артур Мёллер ван ден Брук писал следующее:

«Быть консерватором не означает привязанность к прошлому; это значит – жить и действовать, исходя из принципов, имеющих вечную ценность».

В настоящее время консерватизм становится все более востребованным культурно-политическим течением. Теоретические и идеологические формы консерватизм приобретает в первую очередь в условиях радикальных социальных потрясений и революций. Консерватизм — ответная реакция на происходящие в обществе изменения, подрывающие его фундамент и основные порядки, сложившиеся исторически традиционные устои. Сегодня нарастающая популярность консерватизма объясняется распространением постмарксистских концепций, направленных на самое настоящее разрушение основ христианской, европейской цивилизации.

Онтологическая основа консерватизма зиждется на философском обосновании ценности устоявшегося миропорядка с признанием естественности и необходимости эволюционных изменений. Основные начала (традиции, ценности, институты) по возможности должны сохраняться, а если изменяться, то без социальных потрясений. Консерватор далеко не обязан отрицать прогресс, но прогресс для него — это нечто естественное и эволюционное. Общественное развитие должно происходить постепенно, избегая серьезных революционных потрясений. В результате добровольного выбора людей прогрессивные явления укореняются в обществе, а некоторые традиции, чья изначальная польза была сомнительной устаревают и отходят на второй план.

Этим консерваторы отличаются от прогрессивистов, готовых на всё ради самого феномена прогресса. Для них он — высшая цель, их парадигма — «человек ради прогресса», а не «прогресс ради человека». Отличаются они также и от традиционалистов, цепляющихся за всё что угодно, лишь бы оно было традиционным. Порой, в этом начинании они доходят до полного абсурда, поддерживая, например, современный Иран (который ни коим образом не относится ни к русским, ни к остальным европейским традициям).

В массе своей, традиции — явление энергосберегающее. Традиции объясняют или регламентируют поведение людей в тех или иных ситуациях, через которые то или иное общество проходило множество раз и выработало эффективные неписанные правила, которые так глубоко и надолго вошли в нашу повседневную жизнь, что стали традициями. Последствия нарушения этих традиций, как правило, очень плачевны. Вместе с этим, существуют и те традиции, которые не обусловлены насущной необходимостью и не важны для выживаемости общества. Постепенно они исчезают — это нормально.

Разум человека не всесилен и потому не может сразу изменить весь мир. Основатели консерватизма (Э. Берк, Ж. де Местр и др.) и их последователи считали зло и несправедливость полностью неустранимыми, но подлежащими смягчению. В Европе до начала 80-x гг. XX в. в патерналистском государстве консерваторы видели основное благо, но при этом всегда осуждались тирания и деспотизм.

Тем не менее, стоит выделить основополагающие ценности консерватизма в нашем его понимании:

  • Институт семьи
  • Право на жизнь и частную собственность
  • Эволюционный путь развития
  • Церковь и вера
  • Защита культурной и национальной идентичности

Семья — это базовая ячейка общества, первая стадия социализации каждого человека. Русский философ Иван Ильин писал: «Семья, внутренно спаянная любовью и счастьем, есть школа душевного здоровья, уравновешенного характера, творческой предприимчивости». Как институт, семья является одной из самых древних и проверенных традиций абсолютно любого общества. Это инструмент взаимной поддержки и заботы между людьми, передающих знания, ресурсы и обычаи из поколения в поколения. Семья обеспечивает преемственность поколений и стабильное общественное развитие.

Права на жизнь и частную собственность — это те права, которые в консервативной среде принято называть естественными. Представления о них присутствуют в каждом более менее сложном обществе и в любой человеческой культуре. Понимание того, что лично у меня и у людей, окружающих меня есть неотъемлемое, естественное право на жизнь — то, что стабилизирует наше общество и не позволяет начаться «войне всех против всех». Право частной собственности плавно вытекает из права на жизнь, т.к. человеку нужны средства для ее поддержания. Частная собственность — основа здоровой рыночной экономики, и чем большее количество людей обладает какой-либо собственностью, тем выше их благосостояние. Личная заинтересованность в плодах своего труда и понимание того, что моя собственность после моей смерти перейдет к моим детям в качестве наследства позволяет построить эффективную и проверенную историей экономическую модель.

Как было упомянуто выше, для консерваторов предпочтителен эволюционный ход развития общества, постепенный и плавный, исключающий радикальные и революционные преобразования в стране, которые так часто приводят к социальным взрывам, войнам и столкновениям. Большая часть реформ в истории нашей страны (берем в качестве примера Имперский период) — это ответ на вызовы времени, насущная необходимость.

Церковь и религия — это те институты, которые существовали на протяжении всей истории человечества в той или иной форме. Влияние христианской веры на народы Европы трудно переоценить. Большинство историков и культурологов согласны с тем, что русские (как единый народ и нация) сформировались именно благодаря православной религии. Несмотря на то, что Церковь с течением времени уходила на второй план, она до сих пор выполняет важные социальные функции. Большинству людей присущи как рациональное, так и иррациональное начало. Церковь направляет второе в добродетельное русло, выполняя свою духовную функцию и помогая людям преодолевать свои пороки, в то время как всевозможные сектанты и мошенники используют религиозные чувства людей ради своей личной выгоды. Вместе с этим, Церковь также выполняет и другие социальные функции — благотворительность, образование и т.п.

Уникальность нашей культуры — воплощенный труд множества поколений наших предков. Камень за камнем, они воздвигали то, что сегодня понимается нами под Великой русской культурой. Наша культура, наши традиции, обычаи, язык, архитектура, литература, фольклор, искусство — это то, что отличает нас от всех остальных, делает нас «нами». Осознание нашей культуры, как необыкновенной ценности позволяет нам сохранить наследие предыдущих поколений и приумножить его, позволяет почувствовать единство между собой. Во многом аналогично обстоит дело и с национальной идентичностью. Грамотная национальная политика — это способ найти путь для формирования чувства искренней лояльности к стране и чувства единства среди ее граждан. Что объединяет жителей Владивостока, Казани, Смоленска и Москвы? Что должно давать им понимание того, почему они находятся в одной стране? Ответы на данные вопросы и должна давать национальная политика и национальное строительство.

Теперь же стоит разобраться с тем, что консерватор поддерживать не может ни в коем случае:

  • Социальный утопизм
  • Воинствующий атеизм
  • Нормализацию нетрадиционных сексуальных отношений
  • Радикальный индивидуализм/коллективизм
  • Этатизм и анархизм

Социальный утопизм — стремление перенести образ идеального будущего с бумаги на реальность, построить «рай на земле». Утописты защищают различные идеологии, не имеющие под собой реальных исторических оснований, постулирующие радикальный отказ от веками складывавшихся общественных институтов, таких как частная собственность, религия или традиционная семья. В ряды социальных утопистов входят социалисты, , фашисты, нацисты, анархисты и прочие. Все они мечтают перекроить общество, прикрываясь своими абстрактными представлениями о социальной справедливости. Как правило, попытки реализовать каждый из этих проектов оканчиваются провалом и отбрасывают общество в развитии на многие десятилетия.

Богоборчество и воинствующий атеизм также резко противостоят консервативному образу мысли. Здесь стоит повториться — христианство во многом и создало ту великую европейскую цивилизацию, которая является символом могущества и доминирования и по сей день. Радикальный атеизм (который является органичной частью социализма) стремится подорвать традиционную религию, однако очень часто вера в Бога просто подменяется такой же слепой верой в прогресс, человечество, технологии или науку. При всём этом, консерватор не обязан верить в Бога, но признавать заслуги христианства как части нашей культуры и его роль в образовании нашей страны ему необходимо. Не стоит также путать атеистов, и просто «неверующих», которые пока что не нашли Бога или не до конца верят в его существование.

Пропаганда всевозможных нетрадиционных сексуальных отношений, нормализация и популяризация распутного образа жизни, промискуитета или чайлдфри не ведёт ни к чему хорошему. По большей части причины подобных явлений — неблагоприятный семейный опыт. Согласно некоторым исследованиям, так называемого «гена гомосексуализма» не существует и подтверждений ему нет. В конечном счете последствиями действий борцов «за сексуальную свободу» являются разрушение традиционной семьи и сложившихся моральных устоев в человеческом обществе.

В равной степени радикальный индивидуализм и радикальный коллективизм противоречат консервативной концепции. Первые порой доходят до того, что отрицают всякую роль коллективов в обществе или отрицают их существование, возводя на пьедестал индивида, как независимого субъекта. Вторые с таким же рвением индивида отрицают, отдавая его в жертву интересам каких-либо групп, будь то нация, раса или мировой пролетариат. Обе эти концепции не имеют ничего общего с реальностью, в которой люди образуют между собой горизонтальные и вертикальные связи и взаимодействуют между собой в рамках некоторых социальных групп. Из таких групп и состоит общество. Самой важной и близкой к индивиду из них и является, собственно, семья. После нее могут идти клубы по интересам, самоуправления, сообщества прихожан одной церкви, профсоюзы и прочее.

Этатизм — представление о государстве, как о высшей ценности, вершине и цели общественного развития. Характерно данное явление в первую очередь для околоправых идеологий модерна — в частности, фашизма. Является ли государство «высшей» ценностью для консерватора? Разумеется, нет. Анархизм же, напротив, изображает государство как вселенское зло, вечно мешающее индивиду и обществу раскрыть свой потенциал. В действительности же, согласно нашим убеждениям, государство представляет из себя необходимый социальный институт. Это своего рода инструмент, выражающий интересы общества и удовлетворяющий его потребности в определенных сферах. Базовыми, основополагающими функциями государства является защита жизни и собственности граждан, обеспечение деятельности судебной системы, охраны правопорядка и защита границ от внешних врагов. Какой-то сакральной или высшей ценностью государство от этого не становится. Точно также, государство не нуждается в упразднении, ибо в его отсутствии все вышеперечисленные функции не будут исполняться должным образом.

Подводя итоги, стоит отметить, что существует масса вопросов, единого ответа на которые в консервативной среде нет. Именно в этих рамках, как правило, и идет внутренняя дискуссия.

Консерватизм не представляет из себя политическую утопию или разработанную в кабинетах увлеченных идеологов теорию о том, как должно выглядеть идеальное общество. Консервативная мысль оперирует проверенными историей социальными институтами и стремится к мирной эволюции нашего общества.

Консерватор — это воин, каждый раз бросающий вызов радикальным идеям своего времени. Таких идей в нашу эпоху более чем достаточно — левый либерализм, социализм, феминизм, анархизм. Наше время диктует нам необходимость борьбы с вышеперечисленными явлениями.

https://vk.com/rus_con