Светильник мечети для Мавзолея Амира Айдакина аль-Алаи аль-Бундукдара
вскоре после 1285
Из надписей на этой лампе видно, что она была заказана для мавзолея Айдакина (Турба), здания, все еще стоящего в Каире. Мамлюкские амиры приняли эмблемы, часто связанные с их церемониальной ролью при дворе, которые украшали заказываемые ими предметы и здания. Здесь мотив двух золотых арбалетов на красном щите иллюстрирует кабинет бундукдара (хранителя лука).
Фонарь мечети
Эта лампа имеет плоское, почти шаровое тело с длинной расклеенной шеей и низкой сложенной ногой. На корпусе установлены три петли подвески. Эмалированное и позолоченное убранство состоит из трех основных регистров и четырех более узких полос с непрерывными растительными узорами. Два главных регистра, на шее и на теле, несут на себе надписи. Каждый регистр содержит три медальона, расположенных равномерно друг к другу и несущих два стоящих друг над другом лука, соединенных в середине; они окрашены в оранжево-желтое пятно и установлены на сплошном красном фоне. Надпись на шее выполнена синей эмалью на фоне белых свитков, точек и запятых в красном, зеленом и желтом цвете. Вторая каллиграфическая полоса, очерченная красным цветом и поставленная на синем фоне, когда-то была позолочена; она орнаментирована повсюду трехконечными листьями. Третий регистр расположен на нижней стороне тела: три медальона чередуются с серией из трёх перевернутых треугольных растительных композиций. Четыре более узкие, редко украшенные полоски, две у основания шеи и по одной у обода и у подножия, содержат слегка неряшливую массу листьев, очерченную тонкими короткими мазками красной эмали и наполненную золотом.
Этот эмалированный и позолоченный сосуд является самой ранней датируемой лампой, которая, как известно, висела в сохранившемся интерьере - турба, или гробница, построенная в Каире для мамлюкского эмира (хотя турба и была светским зданием, она также являлась святилищем, включавшим михраб, или молитвенную нишу). Помимо этого различия, оно также демонстрирует переход эмалированных ламп от светской функции к сугубо религиозной
одна внутри мечети и медресе
Гробница эмира Айдакина ал-'ала'и ал-Бундукдара (умер около 1285-86 гг.) возведена около 1284 г. в составе небольшого комплекса, включавшего также место захоронения его дочери и хануку (своего рода хоспис для бедных). Сейчас по соседству с современными домами здание расположено рядом с двумя постройками середины XIV в.: оно находится к востоку от внушительного комплекса Султан-Хасан и соединяется с углом разрушенного дворца эмира Таз. В интерьере небольшого мавзолея площадью около 6 кв.м. (64 1/2 кв.м.) находится деревянный табут Айдакина (могильный указатель) и килевой михраб с лепным убранством. Лампа, которая, вероятно, была единственным источником света в могильной камере, была подвешена либо к центру купола непосредственно над табутом, либо перед михрабом. На самом деле, ассоциация лампы и михраба в гробницах обычно изображается на резной каменной кладке и плитке из средневекового Ирана (например, каменная панель из Ирана XI-XII вв. в Метрополитен-музее [31.50.1] и плиточная панель из Кашана, Иран, датированная 1308/9 г., также в Метрополитен-музее [09.87]).
Отчество ал-'ала'и происходит от имени первого владельца Айдакина, когда он был молодым мамлюком (рабом), эмира 'ала'ад-Дина Аксункура. Вместе с другими мамлюками Айдакин сформировал армейский корпус по имени ал-'Ала'ийя, и он быстро приобрел политическое влияние после того, как аюбиды были заменены мамлюками в середине тринадцатого века. Аюбидский султан ас-Салих. II Айюб (ум. в 1249 г.) сделал его бундукдаром (Хранителем Луков), почетное звание, которое он сохранил вместе со своим отчеством до конца жизни, о чем можно судить по надписи на этой лампе. Копируемая дважды по идентичной формуле, надпись очерчена красным цветом и заполнена синей эмалью вокруг шеи и золотом вокруг тела. На шее, по редкой ошибке каллиграфа, слово bunduqdar пишется как bunqud-dar-an
ошибка (приводящая к бессмысленному слову), вызывающая удивление и сочувствие со стороны изученного зрителя.
Сохранившаяся надпись на верхней части наружной стены гробницы Айдакина включает в себя эмблему Хранителя Луков - пару противостоящих золотых луков против красного неразделенного поля, что, возможно, относится к охотничьему луку султана или, следовательно, к его охотничьему снаряжению. Украшение настоящего светильника включает в себя одну и ту же эмблему, повторяющуюся девять раз, хотя золото заменяется желтым
пятно. Термин бундук специально обозначает охотничий лук, стреляющий гранулами, а не стрелами (в современном арабском языке это слово означает "лесной орех"), и это может быть причиной того, что в центре струн эмблемы находится колыбель . Учитывая связь Айдалана с айюбидами, эта эмблема может быть самой ранней из известных, подаренных эмиру.
Достаточно точная датировка лампы позволяет провести общий анализ декора расписных и эмалированных сосудов в последней четверти тринадцатого века. Очевидно, что преобладают надписи исторического, а не эвлогистического характера, и эмблемы; остальная часть поверхности мало украшена эскизными мотивами, окрашенными в красный цвет. Некогда позолоченный фон кадастра на шее заполнен большими спиралевидными белыми свитками с листьями, выделенными красным и белым цветом или зеленым и желтым, с ненавязчивым и ограниченным использованием полихромия в композиции, которая в основном синяя и золотая (и красная, из-за эмблемы). Эффект обратного цвета характеризует центральную полоску, которая имеет смелый синий фон, прерывистый трехлопастными заострёнными листьями, наполненными золотом. Этот сосуд с хорошо разделенным плечом и низкой ногой имеет более угловатый профиль, чем большинство других ламп.