ОБЩЕНИЕ- это коммуникация, в которой происходит обмен мнениями, переживаниями, настроениями, желаниями... Содержание общения может быть достаточно разнообразным, это: обсуждение новостей, вести о погоде, решения деловых вопросов с партнёром или спор о политике и многое другое. Чтобы это ни было- это всегда коммуникация и представить себе общение без неё невозможно. Коммуникация в общении очень важна для её участников, потому что происходит обмен информацией не без причины, а ради достижения каких-то целей, удовлетворения каких-то потребностей.
Все когда-то, хоть раз в жизни, кто-то ежедневно, кто-то только с ЭТИМ человеком и т.д. чувствовали в общении эти самые БАРЬЕРЫ НЕПОНИМАНИЯ, когда ваши слова как-то "не доходят" до собеседника, ваши желания и побуждения как-то неправильно воспринимаются им. Иногда даже складывается впечатление, что собеседник защищается от нас, от наших слов и переживаний, и как- будто ставит перед нами барьер, стену...этого самого непонимания.
Но собеседник, по существу, имеет полное право защищаться от нашего воздействия. Человек, может быть, не готов в данную минуту менять своё мировоззрение, представление о мире, менять мнение о том или ином человеке, ситуации,...и т.д. Следовательно, не всякий хочет этих изменений, потому что они могут нарушить его представления о себе, мире, его образ мыслей, его отношения с другими людьми или душевное спокойствие, и сейчас он просто не готов это менять в своей жизни. И соответственно он будет ЗАЩИЩАТЬСЯ от такой информации, и будет это делать твёрдо и намеренно.
Важно научиться отличать "хорошую" информацию, от "плохой", пропускать первую и останавливать вторую. Как этому, всё-таки, научиться?
Важно знать эти самые барьеры "изнутри". Итак, начнём:
ИЗБЕГАНИЕ. Избегание от контактов с партнёром: избегание от разговоров, встречи, взглядов. Со "стороны" эта защита хорошо прослеживается, и достаточна ощутима, как бы партнёр не уклонялся от
такого воздействия. Со стороны заметно, что, собеседник невнимателен, рассеян, не слушает, пропускает информацию"мимо ушей", не смотрит на собеседника, постоянно находит любой способ отвлечься, или вообще не приходит на встречу. Уже понятно, что "избегание" это вид защиты от воздействия собеседника, и не готовности принять ту или иную информацию. Например: если кто-то при просмотре фильма закрывает глаза на неприятных моментах, то это означает, что человек избегает эмоционально тяжёлой информации. А тот кто не приходит на назначенную встречу, сейчас не желает, чтобы на его мнение или решение оказывали влияние. И следовательно, самый простой способ защиты от воздействия- это избежать соприкосновения с источником этого воздействия.
АВТОРИТЕТ. Все люди разделяются на людей авторитетных и не авторитетных, все доверяют первым, а оказывают доверие вторым. Следовательно, интересно знать, почему мы одних считаем авторитетными, других нет ? Существует много оснований для данного вопроса. Это может быть и социальное положение(статус) партнёра, его превосходство по важному в данный момент параметру или его привлекательность в определённых ситуациях, а также, хорошее отношение к адресату воздействия. Основания для определения авторитетности у каждого свои и определяются они опираясь на индивидуальность в общественном положении, отношений, собственной историей ...Только учитывая положения у себя формирования представлений об авторитете, можно реально повысить эффективность общения.
НЕПОНИМАНИЕ. Нам не всегда удаётся определить источник информации как: опасный, чужой или неавторитетный или защититься от нежелательного взгляда, разговора или встречи. Часто и неожиданно мы можем получить воздействие от людей, которым мы доверяем. И в данном случае защитой будет барьер непонимания. Барьер можно представить себе как рабочую охранную систему- при срабатывании сигнализации автоматически перекрываются все доступы к человеку. Но бывает, что сигнализация бьёт ложную тревогу и отключается. Во многих случаях барьеры непонимания могут сослужить человеку плохую службу, когда ничего угрожающего и опасного в воздействии нет, а ложное срабатывание сигнализации приводит к тому, что нужная и актуальная информация не воспринимаются. Например: слишком сложно изложенная информация не воспринимается некоторыми людьми, изложение такой информации, лишает человека, понять суть информации. Правильные информация от неприятного для нас человека никогда не выслушивается, и человек не обладающий авторитетом, но знающий как решить какой- либо вопрос может положить всю жизнь на то, чтобы объяснить это другим, но никто его никогда не поймёт и не услышит. Эта автоматическая система встроена в наше в подсознание, и мы не осознавая ведём себя так или иначе.
Вывод: Поэтому важно научиться общаться таким образом, чтобы вас правильно понимали, и ваши слова не наталкивались у собеседника на систему непонимания. В общении участвуют как минимум два человека. Каждый человек одновременно воздействует и подвергается воздействию в беседе. Так кто же тогда "главный" и несёт ответственность за беседу? Так вот, как раз эту самую ответственность несёт говорящий. Это он "виноват", если не смог привлечь внимание слушающего, если тот не понял вас, не услышал, не запомнил. Слушающий- это пассивная сторона, говорящий- активная.
Между тем, эффективность общения- дело общее, и говорящий и слушающий могут вносить вклад в повышение эффективности общения.
В следующих познавательных статьях вы можете узнать о том, как всё-таки, преодолевать эти самые барьеры непонимания, научитесь данным техникам общения, и сможете с лёгкостью воплощать их в жизнь!
Благодарность за внимание!