Он создал набор из шести струнных квартетов в столице, показав в них свои знания о недавнем опусе 20 Гайдна в его более полной текстуре и более интеллектуальном подходе к среде. Вскоре после возвращения он написал группу симфоний, в которую вошли две симфонии, представляющие новый уровень достижений: "Маленькая" соль минор (K 183) и ля мажор (K 201). Также с этого времени появился первый настоящий фортепианный концерт Моцарта (ре, к 175; ранее клавишные концерты были переложениями частей других композиторов).
В 1774 году были написаны еще несколько симфоний, концерты для фагота и для двух скрипок (в стиле, напоминающем Й. С. Баха), серенады и несколько священных произведений. В настоящее время Моцарт является придворным Концертмайстером с окладом, а священная музыка, в частности, предназначалась для местного использования. Архиепископ Колоредо, прогрессивный церковник, отговаривал от пышной музыки и устанавливал жесткие временные рамки для проведения мессы, которые Моцарт возражал, но был обязан соблюдать. В конце года ему было поручено написать для мюнхенского карнавального сезона оперу "Буйвол" ("Притворная садовница"), где она имела должный успех. В ней Моцарт в своей первой с детства комической опере находит способы более выразительного использования оркестра и придания реальной индивидуальности гипсовым фигурам итальянских оперных буйволов.
Начался период в два с половиной года (с марта 1775 года), в течение которого Моцарт неуклонно работал на своем зальцбургском посту. Произведение было для него нетребовательным и ни в коей мере не соответствовало его способностям. В этот период он написал только одно драматическое произведение (серенатоподобное Il rè pastore, "Король-пастух", для архивального визита), но он был продуктивен в священной и более легкой инструментальной музыке. Его самым впечатляющим произведением для церкви было "Litaniae de venerabili altaris sacramento" (K 243), которое охватывает широкий диапазон стилей (фуги, припевы значительной драматической силы, витиеватые арии и простая декорация). К инструментальным произведениям относятся дивертименты, концерты и серенады, в частности, Хаффнер (K 250), который в использовании инструментов и богатстве своей работы перенес стиль серенады в симфонический, не нанося ущерба традиционному теплу и высокому душевному настроению. Пять концертов для скрипки, все из этого периода (№ 1 может быть немного раньше), показывают замечательный рост в течение нескольких месяцев в уверенности в обращении со средой, с все более причудливые идеи и привлекательные и естественные условия для виртуозного отображения. Использование популярных тем в финале, как правило, южногерманский. Он также написал концерт для трех фортепиано и трех фортепианных концертов, последний из которых - K 271, показав новый уровень зрелости техники и выразительности.
Мангейм и Париж
Должно быть, к этому времени Моцарту, как и его отцу, было совершенно ясно, что в таком небольшом провинциальном дворе, как в Зальцбурге, не место для гения его ордена. В 1777 году он обратился к архиепископу с ходатайством об освобождении и вместе с матерью, чтобы он присматривал за ним, отправился искать новые возможности. Переписка с отцом за 16 месяцев его отсутствия не только дает информацию о том, что он делал, но и проливает свет на их меняющиеся отношения; Моцарт, которому на тот момент был 21 год, все больше ощущал необходимость освободиться от отцовского господства, в то время как тревоги Леопольда об их будущем приобрели почти патологические размеры.
Сначала они отправились в Мюнхен, где избиратель вежливо отказался предложить Моцарту должность. Затем они посетили Аугсбург, остановились у родственников; там Моцарт завязал оживленную дружбу с двоюродной сестрой Марией Анной Текла (позже у них была переписка, в которой было много игривого, непристойного юмора). В конце октября они прибыли в Мангейм, где дворец курфюрста Палатина был музыкально одним из самых известных и прогрессивных в Европе. Моцарт пробыл там более четырех месяцев, хотя вскоре узнал, что опять не будет никакого положения. Он подружился с музыкантами Мангейма, взялся за преподавание и игру, принял и частично выполнил заказ на флейтовую музыку от немецкого хирурга, и влюбился в Алоисию Вебер, сопрано, вторую из четырех дочерей композитора. Он также сочинил несколько фортепианных сонат, некоторые со скрипкой. Он поставил отцу план поездки в Италию с Вебером, который, наивный и безответственный, встретил гневно, сказав: "Отправляйся в Париж! И вскоре ты найдешь свое место среди великих людей". Планировалось, что он пойдет один, но теперь Леопольд почувствовал, что ему нельзя доверять, и принял злосчастное решение, что его мать тоже должна пойти. Они прибыли в Париж в конце марта 1778 года, и Моцарт вскоре нашел работу.
Продолжение следует...